Образование для социальных предпринимателей в России

Социальное предпринимательство — растущий сектор экономики и социальной сферы. Оно стремительно развивается, осваивает новые ниши и направления, становится более сложным по структуре. При этом предпринимателям приходится работать в неблагоприятных экономических условиях при нарастающей конкуренции, что требует от них постоянно развиваться: приобретать новые знания и навыки. Неудивительно, что многие представители социального бизнеса задумываются о получении специального образования. Об учебных программах, рассчитанных на социальных предпринимателей, рассказывает директор Фонда «Наше будущее» Наталия Зверева.

Специфика сектора, действующего на стыке классического бизнеса и социальной сферы, требует особых знаний, нестандартных кейсов и методов. Несмотря на относительную молодость отечественного социального предпринимательства, рынок образовательных услуг уже сформировал ряд предложений, ориентированных на потребности этого нового сегмента бизнеса. Пока их немного, но с каждым годом число программ растет, а значит, появляется выбор. Чему, как и где учиться, зависит от конкретных бизнес-задач «абитуриента». Можно говорить о том, что уже сегодня наметились основные контуры, по которым в ближайшие годы будет развиваться образование для социальных предпринимателей.

Онлайн-программы

Одна из определяющих тенденций современного образования — бурное развитие дистанционного обучения. Сегодня все ведущие вузы создают свои онлайн-площадки, на которых доступны практически все форматы: от коротких получасовых лекций до полноценных магистерских программ. На начало 2016 года аудитория массовых открытых онлайн-курсов (МООК) в мире оценивалась в 35 млн человек. Для разработки и проведения дистанционных учебных программ, ориентированных на потребности социального бизнеса, Фондом «Наше будущее» в 2014 году была создана «Лаборатория социального предпринимательства». Лаборатория предлагает широкий спектр разнообразных вебинаров («Мамин бизнес: запуск образовательного проекта», «Маркетинг социального бизнеса», «Технологии социального бизнеса: опыт Канады», «Экономика отходов: как заработать на мусоре» и т.д.). Часть онлайн-семинаров «Лаборатории» проходит в форме мастер-классов успешных социальных предпринимателей, которые делятся своим опытом, отвечают на вопросы слушателей.

Практика проведения онлайн-курсов для социальных предпринимателей показала, что дистанционное обучение эффективно справляется с задачей передачи слушателям конкретных практических инструментов, а формат индивидуальных онлайн-консультаций позволяет обеспечить детальную проработку проектов и его индивидуальных особенностей. Так, в серии вебинаров по развитию частного детского сада, разработанных «Лабораторией социального предпринимательства», слушателям передается комплект типовых документов, которые подробно разбираются в ходе обучения. Несмотря на то, что большинство курсов «Лаборатории», связанных с дошкольным образованием, платные, количество обучающихся и их отзывы говорят о том, что эта форма обучения востребована социальными предпринимателями, а для многих регионов дистанционный формат является наиболее эффективным инструментом обучения.

Вырастить проект

Наряду с дистанционным образованием набирают популярность такие «полевые» формы, как бизнес-инкубаторы и акселераторы. Это своего рода бизнес-мастерские, в которых к работе над реальными проектами социальных предпринимателей подключаются консультанты, коучи, действующие опытные бизнесмены. В ходе работы анализируются сильные и слабые стороны проекта, вырабатываются решения и анализируются их последствия. Основное достоинство бизнес-инкубаторов и акселераторов — это 100% погруженность участников в проект и мобилизующие конкретные сроки достижения поставленных целей (как правило, цикл «выращивания» проектов в бизнес-инкубаторах и акселераторах длится 3–4 месяца). Если в рамках онлайн-курсов слушатели применяют полученные навыки и знания по мере возможности, уделяя основное время текущей работе, то в акселерации все силы брошены на создание или развитие проекта. Подобная форма улучшения предпринимательских навыков дает очень многое: персональную поддержку и мотивацию («Не сдавайся, у тебя получится!»), возможность выйти за пределы собственных стереотипных подходов, привлечь к развитию проекта людей, обладающих неоценимым практическим опытом.

Бизнес-инкубаторы и акселераторы могут быть рекомендованы начинающим социальным предпринимателям, стартаперам, а также тем, кто стремится вывести уже действующий бизнес на качественно иной уровень.

Инкубационные площадки

В качестве примеров эффективных бизнес-инкубаторов и акселераторов социального бизнеса можно привести программы поддержки проектов в области социального предпринимательства, которые работают на базе Бизнес-инкубатора Высшей школы экономики, а также проекты московской площадки для начинающих социальных предпринимателей Impact Hub Moscow. В акселераторе Высшей школы экономики готовы помогать на всех стадиях: от разработки идеи (этап «Генерация») до формирования команды (этап «Песочница») и пробного запуска проекта. Самое серьезное и основное направление поддержки — это, собственно, «Инкубация» — для команд с прототипом, которые хотят выстроить продажи, найти оптимальную бизнес-модель и ресурсы для роста.

Программы Impact Hub Moscow построены на схожих принципах, но в большей степени направлены на внедрение социального предпринимательства в молодежной среде, выращивание стартапов. Первоначальный набор в проектные группы происходит на конкурсной основе. Для тех, у кого уже есть бизнес-план и кто хочет его «обкатать», предлагается программа 90 Days Challenge, а для развития работающего бизнеса — методика Grow.

Подобные учебно-практические площадки — идеальная возможность перейти от слов к делу, довести удачную идею до работающего социально-коммерческого механизма, раскрыть свои предпринимательские таланты. Именно бизнес-инкубаторы и акселераторы, как никакой другой инструмент, позволяют создавать финансово устойчивые, успешные проекты — основу сектора социального предпринимательства.

Дополнительное образование

Существует вариант некоего симбиоза — учебные программы, сочетающие элементы бизнес-инкубатора и системной теоритической подготовки. В первую очередь эти программы направлены на тех, кто хотел бы усилить социальную составляющую своих проектов, возможно, перепрофилироваться из классического предпринимателя в социального. В таких программах есть теоритический блок, в котором студентов знакомят с различными моделями социальных предприятий, с историей самого явления, зарубежным опытом, социальным проектированием и дизайн-мышлением. При этом есть возможность разобрать настоящие «живые» бизнес-кейсы. Такие программы рассчитаны как на людей, у которых уже есть свой бизнес, так и на тех, кто не планирует становиться практикующим бизнесменом, изучал классический менеджмент и маркетинг и сейчас решил нарастить свою квалификацию, пополнив багаж знаний новым направлением, —скажем, журналистов, консультантов, преподавателей, региональных и муниципальных руководителей. Эти программы можно отнести к категории дополнительного бизнес-образования, и, как правило, они рассчитаны на 2–3 месяца. В качестве удачного примера можно привести программу «Управление проектами в области социального предпринимательства», которая была разработана и апробирована в Высшей школе менеджмента Санкт-Петербургского государственного университета в сотрудничестве с Фондом региональных социальных программ «Наше будущее».

По сути, такие программы, сочетающие довольно серьезную фундаментальную основу, инновационность и практико-ориентированный подход, — это новая составляющая традиционного бизнес-образования. Стоит сказать, что именно подобные программы были в свое время «первыми ласточками» российского образовании для социальных предпринимателей.

Академические программы

Российское социальное предпринимательство получило признание и в классической академической среде. Так, в Российском экономическом университете имени Г.В. Плеханова социальное предпринимательство преподают в рамках магистерской программы «Менеджмент предпринимательской деятельности» на факультете менеджмента, а предмет «Менеджмент социального предпринимательства» входит в учебный план будущих магистров и может быть дополнен такими дисциплинами по выбору, как «Бизнес-модели социального предпринимательства», «Бизнес-планирование в социальном предпринимательстве» и «Проектная деятельность в социальном предпринимательстве». Пока академические программы по социальному предпринимательству в России носят единичный характер, но общемировая тенденция такова, что по мере усиления роли социального бизнеса растет интерес к нему со стороны первоклассных научно-исследовательских центров и университетов. В мире в орбиту социального бизнеса перетекают десятки миллиардов долларов и вовлекаются сотни тысяч людей. Это явление требует своего изучения, осмысления и подготовки квалифицированных кадров во все больших масштабах.

Фундаментальные знания и академическая специализация по направлению социального предпринимательства в рамках высшего образования, несомненно, пригодятся тем, кто планирует развивать эту сферу в качестве государственного служащего, политика, общественного деятеля, аналитика или журналиста.
МВА для социальных предпринимателей

Классическая подготовка высшей школы потребуется и тому абитуриенту, кто в перспективе планирует получать степень МВА по социальному предпринимательству, актуальность которой возрастает с каждым годом. По мере получения прикладных навыков социальные предприниматели начинают интересоваться комплексными образовательными программами, которые дают возможность взглянуть на свой бизнес «с высоты птичьего полета», выстроить стратегическую систему управления и приступить к масштабированию проектов. Данный спрос, несомненно, приведет к созданию специализированных отечественных МВА-программ для социальных предпринимателей. Во многих престижных бизнес-школах мира такие программы уже есть и весьма популярны.

Еще каких-то 5–7 лет назад, когда реально работающие проекты социальных предпринимателей нашей страны можно было пересчитать по пальцам, трудно было представить, что в самые короткие сроки в России появится хотя и компактная, но уже вполне работоспособная отечественная сфера профессионального образования для социального бизнеса. Видимо, динамизм, присущий социальному предпринимательству, в какой-то степени передался и связанному с ним образовательному сектору. Что, конечно, не может не радовать, ведь наличие разноплановых образовательных инструментов — необходимая часть развитой инфраструктуры социального предпринимательства.

Дата публикации: 14 марта 2017

#бизнес-образование #дистанционное образование

 718   194  
Вам может быть интересно