Pro bono: добро, которое делают с умом

Платформа социальных изменений todogood работает уже четыре года, здесь аккумулируют интеллектуальных волонтеров – профессионалов из мира бизнеса – и способствуют применению их талантов и опыта для решения стратегических задач социального сектора.

Что такое pro bono?

Есть обычные волонтеры, которые спасают зверей, убирают мусор, сажают цветы и т.д. А интеллектуальные волонтеры помогают с помощью своих профессиональных умений. Например, если это юрист, то он может проверять договоры, если дизайнер – то создать макет и т.д. Это называется pro bono, или иначе – волонтерство с помощью своего ума и профессиональных навыков.

"Мы в todogood соединяем интеллектуальных волонтеров из мира бизнеса с социальными предпринимателями, помогая улучшить их работу и решить стратегические вопросы по развитию", – говорит руководитель по работе с НКО платформы todogood Мария Акулич.

Как это работает?

В основном платформа помогает социально ориентированным НКО – в силу того, что их команды обычно малочисленны, а объем задач, которые они решают, огромен. В 2018 году todogood совместно с Фондом "Наше будущее" запустила проект по поддержке социальных предпринимателей. В результате была оказана консалтинговая помощь частному детскому саду и школе, фаянсовому заводу, который возрождает народный промысел, обувной фабрике, где работают люди с ограниченными возможностями и туристической фирме для инвалидов-колясочников.

Сначала социальные предприниматели заполнили анкету-заявку todogood, где нужно было максимально точно рассказать о своих "болях" и задачах. Потом экспертный совет отобрал проекты на основе оценки потенциального эффекта, текущей устойчивости модели организации и готовности к изменениям. Далее определяли задачи каждого проекта, сформировали команды интеллектуальных волонтеров и техзадания с ожидаемым результатом, который должны получить на выходе.

"В каждой команде есть ментор, контролирующий качество выполнения процесса в целом, тимлид, который отвечает за результат и распределяет задачи между участниками процесса, и группа интеллектуальных волонтеров, каждый из которых решает свою задачу. Перед социальными предпринимателями тоже стоит большой блок работы по сбору данных для анализа, проведению опросов, сбору документации, которые нужны волонтерам. И чем глубже будет вовлечена организация в этот процесс, тем лучше будет результат", – объясняет Мария Акулич.

А что, так можно было?

Социальное предприятие "Либерти" из Санкт-Петербурга занимается организацией туров для российских и иностранных инвалидов-колясочников. Компания была одним из участников совместного проекта todogood и Фонда "Наше Будущее" в 2018 году.

Организация к этому моменту дошла в своем развитии до определенного потолка. Были сложности с воронкой продаж, охватом новых рынков, внутренней организационной моделью. Необходмо было что-то сделать, чтобы перейти на новый уровень.

"Нужно было увеличивать объем туристов, но не было рабочих рук. А чтобы были руки, нужны были деньги. А чтобы были деньги, нужен был объем туристов. Получался замкнутый круг, – говорит исполнительный директор "Либерти" Мария Бондарь.– "Наши тудугудовцы"– мы их так называли – сделали для нас очень сложный структурный анализ. В результате мы перераспределили время, выстроили продвижение, подходы маркетинга, ценообразование. И объем нарастили, и людей набрали, и выручку увеличили. Даже запустили фантастический тур в Японию. Ребята тратили на нас столько времени и сил, что мы просто не имели права их подвести".

А в конце проекта была очная сессия, когда собрались вместе и проектная команда, и весь круг вовлеченных в бизнес людей – от водителей до гидов. Все вместе провели глобальный мозговой штурм идей на будущее. "Это были какие-то откровения! Причем некоторые из разряда: "А что, так можно было?", – рассказывает Мария Бондарь.

Команда "Либерти" честно выполнила техзадание, полученное от экспертов программы. В итоге выручка компании по итогам2019 года увеличилась на 40%.

Наталья Петрова в 2018 году открывала в Иваново частную школу с элементами финской системы образования под названием "Новая школа": "Да, возможно, кто-то скажет, что реалии жизни в регионах совсем другие, но у экспертов todogood огромный инструментарий, столько знаний и идей. А зачастую регионам, чтобы выжить, надо подглядеть что-то у Москвы. Информация, что нам дали эксперты сообщества, была очень полезна".

Как стать участником?

Сейчас в сообществе todogood состоит около1200 профессионалов в разных сферах. Это стратегические консультанты, бизнес-аналитики, HR-менеджеры, PR-специалисты и другие. Волонтеры в проектную команду подбираются по компетенциям в зависимости от того, какие задачи стоят перед организацией. Во время реализации проекта каждый волонтер тратит на него 5–8 часов в неделю, а тимлид еще больше. Каждую неделю команда ставит себе задачи в рамках проекта, тимлид отслеживает их выполнение и собирает все в единую стратегию. Раз в 2 недели команды встречаются или созваниваются с руководителем организации, обсуждают промежуточные результаты и сверяют ожидания – все ли идет в верном направлении.

Мотивация у волонтеров разная. Есть молодые специалисты, которым важно развить свои профессиональные навыки. Есть опытные профессионалы, часто уже руководители по своим направлениям, они хотят не просто расти и развиваться, но и отдать что-то другим. Для них ценно, что их навыки и компетенции могут быть полезны тем, кому они труднодоступны. И третья категория – это топ-менеджеры, успешные состоявшиеся люди, которым важно оставить свой след в жизни. В большинстве случаев это менторы проектов. Их огромный опыт, который они готовы принести в социальный сектор, трудно переоценить

"Переоценить участие в консалтинговом проекте todogood, в который мы попали благодаря Фонду "Наше будущее", нельзя", – отмечает директор "Конаковского фаянса" Валерий Солонбеков.

По его словам, каким бы ты ни был опытным, как бы ни любил свое дело, но взгляд изнутри замыливается. А тут приходит команда профессионалов со стороны, они видят все узкие места предприятия и говорят, как их устранить. Они разобрали по полочкам всю целевую аудиторию предприятия. Оказалось, что это в основном 50+, рассказали, как выйти и чем заинтересовать неохваченную аудиторию. Проанализировали тренды в убранстве интерьера и подсказали, в какую сторону фаянсовому бренду двигаться дальше, чтобы продукция была востребована.

"Они выявили плюсы и минусы, и с 95% их выводов я согласен. В чем-то эффект уже заметен, но чтобы достичь мультиэффекта, нужно внедрить все предложения, на это потребуется несколько этапов", – говорит Солонбеков.

Чтобы достичь максимального эффекта, организации нужно добросовестно выполнять "домашку": вовлекаться в процесс, перенастраивать организационные процессы, внедрять изменения, работать… Но и результат того стоит.

Кстати, скоро у девяти социальных предпринимателей появится шанс стать участниками нового совместного проекта Фонда и todogood по оказанию консалтинговой поддержки.

Фото: todogood 

Автор: Наталия Гладкая

Дата публикации: 17 марта 2020

#pro bono #соцпроект #консалтинг

 864   6  
Хочешь получать свежие новости?
Подписаться
Вам может быть интересно