Сладкие инвестиции

Главная отличительная черта британской компании «Дивайн Чоколэйт» (Divine Chocolate) заключается в том, что 47 % акций этого предприятия принадлежат 17 тысячам фермеров из Ганы. Социальный эффект и сладкая жизнь «в одном флаконе»? Почему бы и нет?


Если вдуматься, секрет успеха компании «Дивайн Чоколэйт» – в ее социальной миссии и любопытной истории появления. Предприятие было основано в 1998 году при участии «Твин Трэйдинг» – Twin Trading, организации, обеспечивающей доступ на мировой рынок маленьким фермерским хозяйствам, и «Куапа Коку» – Kuapa Kokoo, кооперативной фермы-производителя какао в Гане. «Когда мы впервые представили концепцию производства сладостей по принципу фейртрейд, согласно которому доля предприятия принадлежит фермерам из Ганы, являющимся непосредственными производителями какао, многие назвали это хорошей, но коммерчески провальной идеей», – вспоминает Софи Транчел, управляющий директор «Дивайн Чоколэйт».
 

Хороший старт

Стартовый капитал «Дивайн Чоколэйт» предоставили организации «Боди Шоп» (Body Shop), «Кристиан Эйд» (Christian Aid) и «Комик Релиф» (Comic Relief) – данные вложения были сделаны на правах благотворительности. Одновременно Министерство международного развития Великобритании выделило стартаперам страховой заем в размере 400 тысяч фунтов стерлингов, позволивший сэкономить средства и утвердить условия, на которых фермеры могли бы получать свою долю в бизнесе. «Наш бизнес-план оценивали два правительственных отдела, – говорит Софи Транчел. – Получить такую поддержку от государства в тот момент было большим успехом».
 

По принципу фейртрейд

«Дивайн Чоколэйт» имеет статус частной компании с ограниченной ответственностью, по факту 45 % акций предприятия владеют фермеры. Кроме того, представители фермерского сообщества имеют двух представителей в совете директоров. Подобная схема работы уже известна на примере компаний «Оушн Спрэй» (Ocean Spray) и «Кэрриголд» (Kerrygold).
Сегодня «Дивайн Чоколэйт» функционирует как британская маркетинговая и сбытовая компания, нанимающая в качестве субподрядчиков изготовителей шоколада. Фермеры выступают в роли поставщиков какао для фабрики, которая в свою очередь также является частью прозрачной и устойчивой сети поставщиков. С поставок какао его непосредственные производители в соответствии с принципами фейртрейд получают гарантированную прибыль и социальные надбавки. Последние идут на поддержку местных жителей: деньги расходуются на обеспечение доступа к чистой питьевой воде, качественному здравоохранению и образованию.
 

Шоколадная экспансия

Благодаря подобной схеме построения «сладкий бизнес» обладает большим потенциалом для развития на международном рынке. Так, в 2002 году «Дивайн Чоколэйт» подписала контракт со «Старбакс» (Starbucks) на реализацию шоколадных батончиков в сети кофеен компании в Соединенном Королевстве, а также России и Турции. Затем благодаря усилиям специалистов, работающих в сфере фейртрейд, продукция социального предприятия появилась на прилавках европейских стран, в частности в Чехии, Нидерландах и Скандинавских странах. Подобная программа реализации, к слову, позволила сделать любопытный вывод, что жители Севера Европы предпочитают шоколад с более мягким, карамельным вкусом, в то время как южане, по словам Софи Транчел, отдают предпочтение горьким сортам.
Воспользовавшись помощью правительственной организации UK Trade & Investment, предприятие также организовало поставки своей продукции на рынки Южной Кореи и Японии. Для расширения продаж компании на Запад, в частности в США и Канаде, в 2007 году была создана сторонняя компания, в результате стараний которой продукция «Дивайн Чоколэйт» сегодня хорошо представлена по обе стороны Атлантики.
 

Навстречу переменам

«Забавно, что люди думают, будто мы намного более крупный бизнес, чем мы есть на самом деле, – говорит Софи Транчел. – А нас всего 18 человек, и просто мы работаем эффективно». Резюмируя свои личные мотивы работы в компании, она признается: «Я всегда надеялась и продолжаю надеяться, что производства шоколада и торговли по принципу фейртрейд достаточно для того, чтобы люди, которые его вырастили, имели возможность отправить детей в школу».
Итогом деятельности «Дивайн Чоколэйт» стало не только то, что у жителей одной из африканских стран улучшилось качество жизни, появилась возможность пить чистую воду, нормально питаться и отдавать детей в школы. У них появился голос. Компания предоставила возможность крестьянам Ганы говорить от своего имени, выражая свою позицию по различным вопросам, касающимся производства шоколада под их брендом. Кроме того, своим примером соцпредприятие побудило многих представителей крупного бизнеса изменить стратегию поведения на рынке: так благодаря «Дивайн Чоколэйт» была открыта одна из сетей поставщиков для фейртрейда.


Сегодня сеть кооперативной фермы-производителя какао «Куапа Коку», поставляющей сырье для «Дивайн Чоколэйт», – это 80 тысяч человек в 1287 деревнях Ганы. При этом вся деятельность компании характеризуется демократическими принципами, подотчетностью и прозрачностью. «Говоря о переменах, на которые местные крестьяне могли рассчитывать, – заключает Софи Транчел. – Большего воздействия просто нельзя было добиться».

Автор: Григорий Лобжанидзе

Дата публикации: 10 апреля 2014

#социальные инвестиции #дивайн чоколейт

 720   95  
Вам может быть интересно