Правила умножения

Продолжаем серию публикаций из спецномера журнала Forbes, посвященному импакт-инвестированию и социальному предпринимательству. Номер был подготовлен изданием совместно с Фондом "Наше будущее".

На рынке социальных инициатив конкуренция за финансирование не меньше, чем в классическом бизнесе. Например, чтобы получить беспроцентный заем Фонда "Наше будущее", проект должен пройти несколько ступеней отбора. Заявки рассматриваются поэтапно в рамках конкурса "Социальный предприниматель": техническая экспертиза, конкурсный комитет, подготовка бизнес-плана, посещение заявителя, защита проекта на попечительском совете фонда. Главный критерий выбора — соотношение величины социального эффекта и объема необходимых средств. Особое внимание обращается на устойчивость бизнес-модели и возможность масштабирования и тиражирования проекта, что гарантирует возвратность инвестиций. Представляем трех победителей конкурса, начавших социальный бизнес самостоятельно и развивавших свои проекты при поддержке "Нашего будущего".

Опека

Год запуска: 2008

Место: Санкт-Петербург, Москва

Поддержка Фонда "Наше будущее": 5 млн рублей в 2013 г. на пять лет, 10 млн рублей в 2015 г. на семь лет

Выручка в 2018 г.: 460 млн рублей

Еще не так давно основатель сети пансионатов для пожилых людей "Опека" Алексей Маврин с трудом мог представить себе, что наступит момент, когда он не будет знать всех своих сотрудников лично. Однако это случилось. За десять лет Маврин с коллегами открыл 11 пансионатов в Санкт-Петербурге, Ленинградской области, Москве и Подмосковье. "Теперь нас уже никто не называет богадельней и не спрашивает, есть ли у нас вообще деньги. На нас смотрят как на биз­нес", — доволен социальный предприниматель.

В родном Петербурге еще до завершения ремонтных работ в доме, выбранном под пансионат, выстраива­лась очередь из желающих там поселиться. "Раньше несколько поколений людей жили в одной квартире и ухаживали за стариками, — напоминает Маврин. — Сейчас многие живут отдельно, а в одиночестве пожилого человека не оставить". Собственно говоря, в этом основатель "Опеки" и увидел для себя рыноч­ную возможность. Старики должны жить в комфорте, решил он. В самую первую "Опеку" — на 50 мест — Алексей вложил 1 млн рублей (доход от своего перво­го бизнеса — по сертификации товаров). Инвестиции окупились уже через год. Причина успеха? Маврин старается делать свои пансионаты такими, чтобы было не стыдно предложить родственникам, если возникнет необходимость, и самому на старости хотелось бы жить в подобном месте. "Принцип "Опеки" — сначала человек и его потребности, а потом уже день­ги", — подчеркивает он.

Около 60% постояльцев получают субсидии на про­живание от государства, четверти помогают родные, остальные платят сами или обращаются к помощи бла­готворителей. Клиентов обслуживают в общей слож­ности 350 сотрудников. Скоро в компании откроется собственный корпоративный университет, где будут обучаться и повышать квалификацию новые и опытные сотрудники, а со временем и франчайзи.

Фонд "Наше будущее" как импакт-инвестор поуча­ствовал в открытии третьего и пятого по счету пан­сионатов. По мере появления новых объектов в штат "Опеки" стали нанимать специалистов узкого профи­ля, а также работников, которых раньше приглашали только по мере надобности. Теперь в сети есть свой психолог, специалист по пожарной безопасности, 1Т-специалист, PR-менеджер и специалист по GR. Помещения компания берет в аренду сроком на пять и более лет, и с открытием каждого очередного пан­сионата заключать договора с собственниками зданий становится все легче.

По словам Маврина, точки безубыточности каждый объект достигает в среднем за четыре-пять месяцев, срок окупаемости инвестиций — до двух лет. У ком­пании есть готовый франчайзинговый пакет, однако пока что владельцы достаточного стартового капитала предпочитают открывать кафе и закусочные, рассчи­тывая на более высокую прибыль (EBITDA в сети "Опе­ка" на данный момент составляет 13%). Но основатель "Опеки" нашел неплохой выход. Компания решила взять на себя функцию поиска и отбора социальных предпринимателей, готовых заняться уходом за по­жилыми людьми, но не имеющих достаточно средств на открытие пансионата. Тех, кто прошел отбор, Алек­сей Маврин будет предлагать импакт-инвесторам.


Ступеньки

Год запуска: 2004

Место: Тюмень

Поддержка Фонда "Наше будущее": 10 млн рублей в 2013 г. на семь лет

Выручка в 2018 г.: 40 млн рублей

"У нас есть амбиции для выхода на федеральный рынок и в страны СНГ", — улыбается Марина Бакулина, создательница "Ступенек". И ее заявка не кажется чересчур самоуверенной. Сейчас компания "Ступеньки" владеет и управляет тремя детскими садами и развивающим центром в Тюмени. Начинался бизнес с банковского кредита в размере 200 000 рублей, а с тех пор, как стал превращаться в сетевой, вырос по выручке в 20 раз.

Филологу, увлеченной пионервожатой и учителю-экспериментатору, Бакулиной стало тесно в обычной школе. При этом в процессе работы она обнаружила проблему, которая помогла создать бизнес, — маленькие дети делают орфографические ошибки, потому что плохо различают звуки. Так в Тюмени появился первый развивающий центр для детей, где все предметы стали преподавать логопеды. Со временем проект расширился за счет организации при центре детско­го сада. Такого рода частных заведений в городе еще не было. А когда Бакулина ввела в своем центре еще и инклюзивное обучение, то буквально прославилась как социальный инноватор. Именно тогда на нее об­ратил внимание Фонд "Наше будущее". Марина полу­чила возможность тиражировать свой проект, а потом и развивать франшизу.

В 2014 году она открыла вторые "Ступеньки", еще через несколько лет — третьи. Предпринима­тельница не торопилась, поскольку коррекционная педагогика — занятие сложное и требующее особой чуткости. Например, она внедрила у себя "логорисование" — развитие речи через изобразительную деятельность. Благодаря постепенному расширению бизнеса Бакулина с коллегами значительно улучшила качество программ. Теперь она ощущает себя в чис­ле лидеров на своем сегменте образовательного рынка. В "Ступеньках" могут заниматься с детьми в возрасте от шести месяцев до 10 лет. "Все стали ориентироваться на необычные вещи, которые мы де­лаем, — гордится владелица "Ступенек". — С ростом финансового потока у нас появилось больше свободы и возможностей для покупки нового оборудования и повышения квалификации сотрудников. Это серьез­но отразилось на имидже. Нам доверяют, потому что мы стабильные и надежные".

Год назад, снова при поддержке Фонда "Наше бу­дущее", Бакулина начала проект создания собствен­ной франшизы, что еще до запуска вывело компанию на новый уровень. Был организован учебный центр, в котором сейчас в режиме онлайн повышают квали­фикацию сотрудники "Ступенек" и занимаются ро­дители учеников. Со временем здесь будут обучаться и франчайзи. Для того чтобы правильно отбирать пар­тнеров, Марина сама проходит подготовку — учится выявлять соответствие разных людей задачам и цен­ностям компании. Единственный казус, который произошел в ходе подготовки франшизы, — проблема с названием. Оказалось, что во многих городах Рос­сии есть свои "Ступеньки". Для партнерских точек выбрали новое название, отправили документы на ре­гистрацию в Роспатент. Осенью первые франчайзин­говые контракты планируется заключить уже под этим именем (пока оно не раскрывается). В планах — запуск франшиз в Москве, Санкт-Петербурге, Ханты-Мансий­ском автономном округе, Казахстане и Белоруссии.

Система Забота

Год запуска: 2011

Место: Санкт-Петербург

Поддержка Фонда "Наше будущее": 2,5 млн рублей в 2014 г. на пять лет

Выручка в 2018 г.: 170 млн рублей

Создатель "Системы Забота" Константин Лившиц уверен, что любой бизнес-проект будет успешен, если есть идея, как можно улучшить качество жизни по­требителей, творческий работоспособный коллектив и упорство в достижении поставленной цели.

"Система Забота" выросла из "Тревожной кнопки". В 2005 году Лившиц, генеральный директор компании "Леге" (информационные услуги в здравоохранении и социальной сфере), занялся разработкой нового теле­фонного сервиса для пожилых людей. Услугу экстренного вызова намечалось привязать к сотовой связи, на звонки должны были отвечать операторы-медики. Проект стар­товал после того, как Лившиц продемонстрировал вла­стям Санкт-Петербурга пилотный вариант с 500 абонен­тами, получил одобрение и финансирование.

В итоге "Тревожная кнопка" превратилась в сер­вис по круглосуточной информационно-психологи­ческой поддержке пожилых людей. Одним звонком с мобильного телефона клиент получает консульта­цию по медицинской, социальной или бытовой про­блеме — вплоть до передачи заявки специалистам коммунальных служб.

До 2013 года "Система Забота" охватывала толь­ко территорию Санкт-Петербурга и Ленинградской области. За следующие два года медико-социальное сопровождение было организовано в 68 населенных пунктах в нескольких регионах России. Сейчас эта ус­луга доступна уже в 147 городах и поселках от Пскова до Южно-Сахалинска и охватывает 23 000 человек. Компания работает как поставщик в системе госус- луг (в тех регионах, где есть соответствующие тарифы на социальные услуги) и на открытом рынке, на ком­мерческих началах.

Полтора года назад Лившиц с коллегами почувство­вали, что сложно продвигать исключительно дистан­ционную услугу, и создали собственную патронажную службу — сейчас это более 300 квалифицированных сотрудников. В январе 2019 года у "Системы Забота" появилось третье направление — комплексная реаби­литация пожилых людей. Новый для России вид дея­тельности организован по западному формату мультидисциплинарной реабилитации. Представители разных врачебных специальностей — реабилитолог, логопед, клинический психолог, специалист по ЛФК, невролог и эрготерапевт, — работая параллельно, в домашних условиях восстанавливают пожилого человека после инфаркта, инсульта или травмы. Новые направления тоже планируется развивать на федеральном уровне. В сентябре откроется патронажная служба в Москве.

Технологическая база компании позволяет обслужи­вать одновременно до 300 000 абонентов по всей стра­не, и Константин Лившиц уверен, что "Система Забота" способна вырасти в три, пять, десять раз. "Мы стара­емся сделать максимально комфортным пребывание пожилого человека в его собственном доме — чтобы он мог прожить там до самой глубокой старости, — объясняет социальный предприниматель. — И это са­мое важное для нас".

Примечание "Нового бизнеса" - проект стал победителем Премии "Импульс добра - 2019"

Автор: Анастасия Жохова

Дата публикации: 25 октября 2019

#социальное предприятие #импакт-инвестиции

 204   2  
Хочешь получать свежие новости?
Подписаться
Вам может быть интересно