Социальные инвестиции в Южной Азии

Продолжаем публикацию обзора эксперта Фонда «Наше будущее» Екатерины Бесшапошниковой, посвященного истории и современному состоянию социального предпринимательства в странах Южной Азии. С первой частью можно ознакомиться здесь.

Тенденция последнего десятилетия в социальном бизнесе Южной Азии — уменьшение доли грантов в пользу иных форм финансирования. Деньги стали поступать к социальным предприятиям также в форме инвестиций, но пока в весьма ограниченном объеме.

Пример — инвестиции фонда Acumen. Они предоставляются в форме займов или кредитных гарантий на срок 5–7 лет, гранты же составляют лишь 3 % объема финансирования этим фондом азиатских социальных проектов. В работе других фондов также наметилась тенденция перехода от грантов к инвестициям.

Социальные предприятия Индии

Индия стала одной из первых азиатских стран, в которой появились социальные инвесторы. Так, в 2002 году был создан фонд Aavishkaar India Micro Venture Capital для обеспечения финансовой и управленческой поддержки сельских предпринимателей.

За этот период была разработана и государственная программа финансовой поддержки социальных предприятий. В Индии сегодня существует по меньшей мере три крупных федеральных источника финансирования социальных предприятий:

  • Совет по развитию сельскохозяйственных технологий (CAPART);
  • Банк развития малых предприятий Индии (SIDBI);
  • Национальный инновационный фонд (NFI).

CAPART работает при Министерстве сельского хозяйства и предоставляет средства для развития сельских районов и сельского хозяйства. SIDBI был создан для финансирования малых и микропредприятий, которые вносят свой вклад в процесс экономического роста, создание рабочих мест и сбалансированное региональное развитие. NFI обеспечивает организационную и инфраструктурную поддержку экологических инноваций, помогая им достичь стадии самоокупаемости.

Малазийский опыт

В Малайзии разработана аналогичная система финансовой поддержки малых и средних предприятий. Правительство Таиланда также создало Национальный фонд сельского и городского развития для стимулирования инвестиций, занятости и благосостояния в стране. В этом же направлении работал Сингапур, создав Парк социальных инноваций (SIP), некоммерческую организацию, которая является инкубатором для социальных предпринимателей и инноваторов.

Кроме того, весомым источником финансирования для социальных предприятий в Юго-Восточной Азии являются исламские фонды, которые вкладывают деньги во все предприятия, которые не противоречат принципам шариата, то есть не связаны с производством свинины, алкоголя, химикатов, табака, с казино, азартными играми, брокерскими финансовыми операциями, рекламой, СМИ (газеты допускаются), порнографией.

Современная ситуация

Однако результаты деятельности социальных предприятий Южной Азии пока далеки от масштабов социальных проблем региона. Отчасти это связано с недостатком финансирования социального бизнеса, что мешает ему расти.

Крупные социальные предприятия, например Grameen Bank или BRAC, являются скорее исключением, чем нормой. Только таким крупным организациям удалось получить существенную государственную и донорскую поддержку. Огромное количество  небольших социальных предприятий Южной Азии находятся вне внимания общества и СМИ и не могут привлечь достаточные объемы финансирования.

Тем не менее, многие социальные предприятия в регионе прошли этап становления, могут предоставить как финансовую, так и социальную отчетность, а также выпускать облигации или долевые ценные бумаги и готовы к привлечению финансирования для масштабирования своей деятельности.

В качестве примеров таких предприятий можно привести:

  • Центр Радда в Бангладеш — медицинская клиника в трущобах Дакки;
  • Doi Tung, эффективная организация по устойчивому лесному хозяйству на площадях, ранее использовавшихся для посадок мака в Северном Таиланде;
  • Bina Swadaya в Индонезии, создающая общинные экологические турпакеты, которые помогают продвигать экотуризм и экологическое просвещение, сохраняя хрупкую местную экосистему.

Перечень крупных социальных предприятий региона

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Биржи социальных инвестиций

Важным событием для азиатского рынка социальных инвестиций стало создание в 2013 году Биржи социальных инвестиций в Сингапуре (Impact Investment Exchange), призванной стать площадкой для привлечения инвестиций в социальный бизнес. При этом  необходимым условием для работы с биржей является наличие проработанной стратегии достижения целей по социальному воздействию, конкретные, уже достигнутые результаты, эффективная структура управления, соответствие требованиям инвестора по прозрачности и ликвидности инвестиций. Далеко не все социальные предприятия Южной Азии отвечают этим стандартам.

По мнению азиатских исследователей социального предпринимательства, идеальная среда для успешного развития социального бизнеса выглядит примерно так:

 

 

 

 

 

Можно констатировать, что с точки зрения создания благоприятной институциональной среды для социального бизнеса страны Южной Азии несколько отстают от США и Европы. В большинстве западных стран государство оказывало существенную поддержку в формировании этого нового сектора экономики и его экосистемы, включая внесение необходимых изменений в законодательство. Например, в 1995 г. в Нидерландах было реформировано налоговое законодательство, которое дало значительные преимущества инвестициям в сфере экологии. Во многих странах Европы и Северной Америки (и даже в Южной Африке) в последние годы законодательство повернулось лицом к социальным инвесторам.

Внедрение стандартов

В странах Южной Азии эти процессы идут медленнее. Тем не менее, существует консенсус между основными игроками о том, что в секторе социального предпринимательства должны быть внедрены такие же прозрачные международные стандарты отчетности и индикаторы деятельности, как и в традиционном бизнесе. В качестве азиатского стандарта измерения социального воздействия могут быть взяты многие современные разработки, но наибольшие шансы имеет рейтинговая система GIIRS (стандартизованная система присвоения рейтинга организации в зависимости от социального эффекта ее деятельности), которая работает на базе индикаторов IRIS в сочетании с комплексом дополнительных вопросов и на основании полученной информации формирует общий рейтинг компании и отдельные рейтинги по категориям.

В настоящее время «Школа общественной политики» Ли Куан Ю в Сингапуре участвует в программе «Социальные изменения и инновации», которая на шести отобранных социальных предприятиях из Индии, Бангладеш и Таиланда отрабатывает различные методы оценки социального воздействия и масштабирования проектов. Критериями выбора социальных предприятий для участия в программе стали:

  • размер,
  • отрасль (вошли микрофинансовые организации, зеленая энергетика, органическое фермерство, экотуризм);
  • способность привлекать инвестиции и управлять ими, готовность к участию в исследовании.

К участию допускались как НКО, так и социальные предприятия коммерческих организационно-правовых форм. Например, в Бангладеш одной из организаций, включенных в исследование, стала Kazi Tea, ставящая перед собой цель создания рабочих мест для неквалифицированных безработных в отдаленных районах Бангладеш. Сейчас организация охватывает более 4000 фермеров, которым Kazi Tea помогла заняться производством органического высококачественного чая. Другой бангладешской организацией, присоединившейся к в программе «Школы общественной политики» стала НКО «Сеть исследований и развития» (Development Research Network, D.Net), которая использует информационно-коммуникационные технологии для развития экономики Бангладеш.

В Индии участниками программы стали:

  1. SELCO — социальное предприятие в коммерческой организационно-правовой форме, которое предлагает экологически чистые услуги и оборудование для энергоснабжения в сельских и пригородных районах Южной Индии, где отсутствует централизованное энергоснабжение;
  2. Bullock Cart Workers Development Agency (BWDA) — занимается микрокредитованием и обучением женщин в сельских районах Южной Индии.

В Таиланде были выбраны две крупные неправительственные организации:

  1. The PDA (Population and Community Development Association) — работает с целым спектром социальных задач, включая сельское микрокредитование, здравоохранение, профилактика СПИДа, создание рабочих мест, образование в сельских районах Таиланда;
  2. Doi Tung — работает в сфере экотуризма.

Инициаторы программы рассчитывают на то, что ее реализация и анализ результатов дадут достаточный материал для выбора наиболее эффективной методики измерения социального воздействия и формулирования стандартов сектора социального предпринимательства в Азии.

Автор: Екатерина Бесшапошникова

Дата публикации: 12 октября 2015

#социальное предпринимательство #социальные инвестиции

 313   52  
Вам может быть интересно