Социальные инвестиции – новый тренд?

По мнению сэра Рональда Коэна, председателя правления Big Society Capital, высказанному на конференции Глобальной сети социальных инвесторов в октябре 2013 года, социальные инвестиции становятся сейчас таким же мощным рычагом мирового развития, каким 30-40 лет назад явилось венчурное финансирование. В чем же причина этого нового явления?

Для решения социальных проблем нужны деньги, работающие механизмы и методики, а также увлеченные люди, являющиеся высококвалифицированными профессионалами в своей сфере. И всех этих важных компонентов всегда не хватает. Государству чаще всего не хватает нужных людей, благотворительным организациям – денег.

Новым инструментом в помощь государству и благотворительности стало появившееся около 40 лет назад социальное предпринимательство, которое аккумулирует все три названные составляющие. В частности, подход социальных предпринимателей, нередко использующих принцип «профилактика дешевле лечения», оказывается очень выгодным с точки зрения экономии государственных средств. При этом если для покрытия текущих расходов соцпредприятие использует выручку, то деньги на создание социальных предприятий, а также на финансирование их роста требуется привлекать на рынке. Тут и возникают основные проблемы. Социальные предприятия часто работают в низкорентабельных сегментах экономики, непривлекательных для традиционного коммерческого бизнеса. Поэтому в конкуренции за инвестиции социальные предприятия проигрывают коммерческим по показателям финансовой отдачи.
Несмотря на это инвестиционные институты не могли не заметить возникший спрос на инвестиции со стороны социальных предприятий и благотворительных организаций, стремящихся выработать более устойчивые механизмы финансирования своей деятельности. Механизмы, которые могли бы дополнить традиционные гранты и пожертвования. Ответом на этот спрос стало появление организаций, работающих в сфере социальных инвестиций и возникновение соответствующей практики.


Социальные инвесторы, в отличие от традиционных, при принятии инвестиционных решений рассматривают не только ожидаемый финансовый результат и уровень риска, но и ожидаемое социальное воздействие. Высокая эффективность в решении социальной проблемы может сбалансировать низкую рентабельность.

При этом социальные инвесторы имеют могут рассчитывать на ряд весьма ощутимых преимуществ.

Во-первых, это быстрорастущий рынок.

Глобальная сеть социальных инвесторов (Global Impact Investment Network - (GIIN)) и JP Morgan прогнозируют в текущем 2014 году 20-ти процентный рост объема инвестиций 125 ведущих социальных инвесторов по сравнению с 2013 годом.
Во-вторых, практически все государства сталкиваются с необходимостью постоянного сокращения расходов бюджета. Это подталкивает правительства к передаче своих социальных функций на аутсорсинг частным компаниям, которые могут обеспечить большую эффективность использования средств и обеспечить более высокое качество социальных услуг. Кроме того, при соблюдении установленных государством стандартов качества, частные поставщики социальных услуг могут проявлять большую креативность, а их услуги в большей степени ориентированы на потребности конкретных клиентов.
В-третьих, в государственной социальной политике принцип «оплата за социальный результат» все чаще приходит на смену принципу «оплата за услугу». Такой подход позволяет снизить уровень риска: если результат не достигнут, оплата не происходит. Применение инструментов, реализующих этот подход, дает возможность социальным инвесторам диверсифицировать риски.
В-четвертых, отдельные направления социальных инвестиций, такие как микрофинансирование, дают хорошую финансовую отдачу на среднерыночном уровне.
 

Основными компонентами экосистемы социальных инвестиций являются:

Социальные покупатели - покупатели, принимающие решения о покупках в соответствии с социальным воздействием предприятия-поставщика. Такими покупателями могут быть государство, индивидуальные потребители, корпорации и фонды.

• Социальные организации - все типы организаций, у которых есть долгосрочная социальная миссия, которые ставят перед собой социальные и финансовые цели и измеряют прогресс в их достижении.

• Различные виды финансовых ресурсов.

• Каналы движения социального капитала - инструменты для связи социальных инвесторов с социальными организациями.

• Источники социального капитала.

Нижеследующая диаграмма предоставляет схему экосистемы социальных инвестиций.
 




В каждой стране экосистема меняется
в зависимости от роли государственных организаций, фондов, частного сектора, частных инвесторов и социального сектора. Эти различия влияют на движущие силы социальных инвестиций. Например, во Франции и Италии, ведущую роль играет социальный сектор, в Японии же - крупные корпорации.


Об объемах рынка социальных инвестиций можно составить представление, исходя из следующего факта: на текущий момент 1276 инвестиционных фондов и иных организаций, управляющих активами на общую сумму свыше 45 триллионов долларов, подписались под шестью Принципами ответственного инвестирования (Principles of Responsible Investment) Организации Объединенных Наций, взяв на себя обязательства учитывать при принятии решений экологические, социальные и управленческие факторы.

Одной из новых многообещающих форм социального инвестирования стала в последнее десятилетие венчурная филантропия. Инструменты, используемые венчурными фондами, все чаще применяются к социальным стартапам. Подобный подход позволяет предоставить начинающим предприятиям общую операционную и менторскую поддержку, оказать помощь в разработке бизнес-модели, стратегии развития, а также в найме персонала. В США работают такие организации венчурной филантропии, как New Profit Inc; Social Venture Partners (на фото); Venture Philanthropy Partners; SV2; and Draper, Richards, Kaplan. Европейская Ассоциация венчурной филантропии насчитывает более 170 членов, Азиатская сеть - более 160 членов из 28 стран, а Япония создала в 2013 году свой первый национальный фонд венчурной филантропии JVFP, совместно управляемый Фондом Nippon и организацией Social Investment Partners.

Еще одним инструментом, способствующим развитию социальных инвестиций и повышающим их доступность, являются социальные биржи, старейшей и наиболее авторитетной из которых является Азиатская биржа социальных инвестиций (IIX), созданная в 2005 году. В 2013 в ее состав вошла Биржа Социальных инвестиций в Южной Африке Nexii. В 2013 году начала работу Социальная биржа в Лондоне (SSE), в настоящее время ведется работа по созданию аналогичной биржи в Берлине. Существует социальная биржа и в Канаде (SVX).

Государство может оказать огромное воздействие на сферу социальных инвестиций, если откажется в своей политике государственных закупок от стратегии «платы за услуги» (чаще всего по оговоренной цене) в пользу практики «платы за результат». Для реализации этого подхода используются прежде всего социальные облигации.
Такая практика стимулирует инновации в социальной сфере эффективней многих иных инструментов – ведь, как уже упоминалось выше, в случае не-достижения поставленных социальных целей оплата не осуществляется. Это стимулирует социальные организации к поиску самых эффективных методов и моделей работы. Например, в Великобритании расходы на одного несовершенного правонарушителя составляют около 21 000 фунтов в год. Тогда как профилактика повторных рецидивов стоит 7000 фунтов. Это реальная возможность экономии для государственного бюджета.

В настоящее время социальные облигации используются в различных странах для решения самых разнообразных социальных проблем. Посредством этого социального инструмента решаются, в частности, проблемы неблагополучных семей (Канада), занятости молодежи и заботы о пожилых (Япония), усыновления, опеки детей, работы с детьми из группы риска (Австралия). Также социальные облигации позволяют решить вопрос занятости молодежи (Германия), создания начальных школ для девочек (Индия, Раджастхан), профилактики рецидивов правонарушений у бывших заключенных (Питерборо Великобритания, Нью-Йорк), вопросы дошкольного образования (Юта, США), профилактики подростковой беременности (Вашингтон, США), снижения уровня молодежной безработицы (Великобритания).

Новый подход требует от государства создания законодательных и договорных механизмов его реализации, а также разработки четких критериев достижения и методик измерения результатов.
Интересным путем пошло в этом отношении правительство Великобритании, опубликовав на своем сайте средние расходы правительства по основным социальным проблемам. Этот шаг дал стимул социальным организациям решать проблемы более дешевым и эффективным способом.

Кроме того, государство может способствовать развитию социальных инвестиций с помощью налоговых льгот. Например, в апреле 2014 года правительство Великобритании объявило ставки налоговых льгот для социальных инвесторов. Физическое лицо, направляющее средства на социальные инвестиции, может рассчитывать на налоговый вычет в размере до 30% от стоимости этих инвестиций.
Помимо прочего в целях поддержки социального инвестирования государство может встраивать требования по публикации и предоставлению социальной отчетности при заключении договоров в рамках госзакупок социальных услуг.

Развитый инвестиционный сектор экономики требует наличия и инвестиционных «оптовиков», и «розничных инвесторов». Так, уже сейчас работают рынки социальных инвестиций G7. Функцию «розницы» выполняет сеть социальных посредников, выбирающих наиболее перспективные проекты на местах. Финансирование же социальных посредников берут на себя социальные банки банков, такие как Big Society Capital и Bridges Ventures в Великобритании, Acumen (США), Citizen Capital (Франция), BonVenture (Германия), Social Venture Fund (ЕС). Примерами создающихся социальных посредников в разных странах могут служить Social Finance (Великобритания, США, Израиль), Imprint Capital (США), Third Sector (США), ClearlySo (Великобритания), Société d’Investissement France Active (Франция) and Social Ventures Australia (Австралия).

Одновременно для облегчения взаимодействия социальных предприятий и социальных инвесторов важно, чтобы социальные предприятия с самого начала своей работы выбирали для себя несколько количественно измеримых индикаторов социального воздействия, накапливали статистику и публиковали отчетность. В настоящее время недостаток транспарентной информации является одним из существенных барьеров для социальных инвестиций.

Мы надеемся, что описанные инструменты и практики социального инвестирования в ближайшие годы найдут отражение и в российской экономике как в сфере государственных, так и частных инвестиций.

Автор: Наталия Зверева

Дата публикации: 24 сентября 2014

#социальное инвестирование

 877   50  
Вам может быть интересно