Топ-5 социальных предприятий 2019 года по версии Forbes

В прошлом году в американском Forbes вышла статья, в которой журналист издания Лилак Буллок предлагает ТОП-5 самых инновационных и эффективных социальных предприятий мира. Представляем вам перевод этой статьи.

В конце "Рождественской песни в прозе" Чарльза Диккенса скупой капиталист Эбинизер Скрудж раздает часть своих денег и покупает рождественского гуся бедняку. Вроде бы концовка счастливая и показывает, как сильно меняется главный герой, но откровенно говоря… он мог сделать больше. Скрудж мог открыть новый бизнес, целью которого было бы поддержать и научить бездомных, чтобы те могли найти работу, или открыть службу помощи детям с ограниченными возможностями. Его усилия могли бы привести к масштабным изменениям в долгосрочной перспективе, кроме того, Скрудж мог бы найти способ не только получать прибыль, но и помогать другим людям.

Уже есть те компании, кто делает это на постоянной основе, – их называют социальными предприятиями.

В этом тексте я рассмотрю топ самых инновационных и эффективных социальных предприятий и расскажу, какой опыт вы сможете почерпнуть и применить для своего бизнеса.

Что такое социальные предприятия?

Социальные предприятия и их филиалы появляются по всему миру. В основном это гибридные решения, которые представляют бизнес-решения для позитивного влияния на мир. Как я говорила раньше, они являются прибыльными организациями, но получают деньги, решая социальные проблемы. Например, вы покупаете переработанную многоразовую бутылку для воды, а средства с ее продажи идут на финансирование водных проектов за рубежом. Или вы можете купить ожерелье ручной работы, вышитое вручную кенийскими предпринимателями, что позволит им заработать больше денег на более широком рынке.

Дело в том, что… Скруджу просто не хватило фантазии. Любой бизнес, даже если он не является социальным предприятием, может найти способы постоянно оказывать положительное влияние на мир и при этом зарабатывать деньги. И потребители ждут этого от компаний: одно недавнее исследование показало, что 86% потребителей в США ожидают, что компании будут вносить вклад по социальным и экологическим вопросам, а 87% готовы купить продукт той компании, которая решает волнующие их проблемы.

Давайте же посмотрим на топ мировых социальных предприятий, на которые стоит обратить внимание и почерпнуть вдохновение.

Движение: ME to WE

Одно из самых успешных и сильных социальных предприятий нашего времени ME to WE ("Я – Мы") – это социальное предприятие, которое продвигает экологически чистые товары, произведенные жителями развивающихся стран, а также организует волонтерские поездки среди поколения миллениалов.

Движение ME to WE было запущено в 2006 году двумя братьями-канадцами и очень быстро разрослось, привлекая миллионы покупателей и бенефициаров по всему миру. Также был придуман сайт Track Your Impact ("Отследи свой вклад"), задача которого – привнести технологии в социальное воздействие. Он позволяет покупателям ввести код продуктов ME to WE и увидеть, куда и на что пойдут средства от их покупки и как они изменят жизнь других людей. Это не только позволяет организации оказывать позитивное влияние, но и делает их аудиторию более вовлеченной в то, как их выбор меняет мир.

Крестный отец: "Ашока"

Билла Дрейтона называют крестным отцом социального предпринимательства, ведь, как всем известно, именно он ввел в оборот термин "социальное предпринимательство". С 1981 года его некоммерческий фонд "Ашока" поддерживает ведущие социальные предприятия по всему миру. Фонд построил огромную сеть, куда входит 3 500 стипендиатов из 92 стран, но конечная цель организации – построить мир, где человек имеет силу и возможность внести свой вклад в позитивные изменения в мире.

Одна из вещей, в которой фонд "Ашока" является лучшим, – это фокус на молодежь, стремление работать с молодыми поколениями, оказывать на них влияние и даже ставить их во главе различных инициатив.

Финансист: "Грамин Банк"

Финансовая индустрия – это точно не про благотворительность, кроме того, недавние исследования показали, что она является индустрией, которая вызывает у людей наименьшее доверие. Однако не значит, что в ней нет таких удивительных людей и социальных предприятий, как Мухаммад Юнус и его "Грамин Банк".

Он открыл свой "банк для бедных" в 1976 году и по сути начал революцию в сфере микрокредитования. На протяжении 40 лет он доказывал, как бизнес-решения могут искоренять причины бедности, предоставляя небольшие кредиты и банковские возможности представителям малого бизнеса по всему миру, не требуя залога. Займы на сумму 24 миллиарда долларов распределены среди 9 миллионов заемщиков. Это совсем не мелочь.

Фермер: Babban Gona

"Babban gona" означает "великий фермер" на языке хауса, который распространен в Нигерии, самой густонаселенной стране Африки. Чтобы прокормить растущее население страны, Babban Gona ставит перед собой цель поддержать мелких нигерийских фермеров, чтобы помочь им обеспечить свое будущее с помощью методов, которые увеличивают урожайность в 2,3 раза по сравнению со средним показателем по стране.

Как и некоторые другие социальные предприятия в этом списке, Babban Gona также хочет оказать реальное влияние на будущее, сосредоточившись на молодом поколении. Чтобы достичь этого в Нигерии, где уровень безработицы среди молодежи составляет 50%, организация проводит занятия по сельскому хозяйству для молодых людей, чтобы помочь им расширить свои возможности и показать, как они могут зарабатывать больше денег на своих урожаях. В конце концов, лучший способ изменить мир – это помочь молодому поколению через достойное образование.

Модернизатор: Goodwill

Goodwill наиболее известен благотворительными магазинами, где продаются костюмы на Хэллоуин и костюмы в стиле гранжа 90-х годов. Но они делают гораздо больше, например берут на работу людей из группы риска, проводят профессиональную подготовку и программы, которые помогают безработным людям.

Когда в начале нового тысячелетия случился спад розничной торговли, Goodwill, чтобы избежать краха, в 2007 году перешел к формату электронной коммерции – ведь потребители стали больше покупать в интернете. Теперь на сайте компании можно поохотиться за старинными золотыми украшениями, дизайнерскими сумочками или музыкальными инструментами середины прошлого века.

Вывод

Социальные предприятия в этом списке не только оказали влияние на мир, но и показали бизнесу, что слова "благотворительность" и "прибыль" не являются взаимоисключающими, ведь многие из них успешно функционируют в течение многих лет – и даже десятков лет.

Это не значит, что вы должны взять и превратить свой бизнес в социальное предприятие. Скорее нужно усвоить, что каждый бизнес может изменить мир, пусть и немного – вопрос в том, что нужно найти проблему, которую вы можете решить, и двигаться в этом направлении.

 

Фото: shutterstock, Facebook Me to We, https://babbangona.com

Автор: Евгения Пикулёва

Дата публикации: 27 января 2020



 2631   6  
Хочешь получать свежие новости?
Подписаться
Вам может быть интересно