Бизнес-модели в условиях нестабильных рынков: проблемы, решения и их реализация

Приводим в сокращенном варианте статью бизнес-тренера кандидата исторических наук Зайцева Евгения Владимировича

Статья посвящена проблемам построения бизнесов, способных генерировать денежный поток в нестабильных внешних условиях. Дается характеристика факторов изменения внешней среды бизнеса и возможностей долгосрочного прогнозирования. Исследуются источники и типология стратегических проблем, встающих перед компаниями, работающих в российском экономическом пространстве. Предлагаются конкретные технологии по разработке конкурентных стратегий, проектированию моделей бизнеса, оптимизации систем управления. Представлены алгоритмы разработки и реализации стратегических решений в условиях неопределенности.
Ключевые слова: нестабильные рынки; структура спроса; факторы влияния; стоимость бизнеса; сценарное планирование; показатели эффективности; модель бизнеса; корпоративное управление; стратегические решения.

Введение

Достижение цели создания эффективного бизнеса требует определения принципов построения компании и предварительного моделирования основных операционных процессов. Сохранение способности компании к генерации устойчивых денежных потоков даже в условиях стагнации рынков, предполагает наличие выверенной стратегии развития, гибкой модели бизнеса, не отягощенной избыточными активами. Руководство организации должно обладать способностями к разработке и реализации инновационных решений стратегического уровня, умениями быстро трансформировать их на уровень текущих операций.
В рамках данной цели необходимо решить следующие задачи:
-научиться выявлять ведущие тенденции изменения рынков в условиях неполной и искаженной информации;
-инструментами качественного анализа сформировать систему конкретных и измеримых стратегических целей;
-найти эффективные способы трансформации существующей или построения новой бизнес-модели при жестком дефиците временных и финансовых ресурсов;
-разработать удобные в использовании технологии выхода на сложные управленческие решения.

Автор, опираясь на накопленный международный опыт и современную практику управления бизнесом, стремился выявить возможную логику и конкретные способы построения эффективных компаний в условиях российского рынка.

Факторы, определяющие внешнюю среду бизнеса

В различных рыночных условиях стратегии и модели бизнеса должны соответствовать определенным требованиям. На фазе активного роста экономики формируются зоны неудовлетворенного спроса. На первый план выходит интуиция, скорость движения в рыночном пространстве, управление финансовыми рисками – подобная ситуация наблюдалась в России до начала мирового кризиса.

В стабильных условиях для обеспечения конкурентоспособности необходимо либо находить инновационную стратегию, способную взорвать рынок, либо создавать модель, максимально эффективную с точки зрения использования ресурсов. В этом плане показателен потребительский рынок Швеции – сложившаяся структура спроса, высокое качество конкуренции, устоявшиеся правила игры.

Нестабильные рынки отличаются высоким уровнем неопределенности состояния внешней среды, резкими колебаниями спроса и плохо прогнозируемыми изменениями самих правил ведения бизнеса. Данная ситуация порождает особенно жесткие требования к стратегиям, моделям и системам управления. На первый план выходят задачи обеспечения точности настройки стратегии на целевой сегмент, придания гибкости модели организации бизнеса, формирования проактивной способности к разработке и реализации управленческих решений.

Начнем с оценки рыночных реалий: определения источников нестабильности и оценки проблемного поля, сложившегося в среде бизнеса.

Мировой экономический кризис сформировал качественно новую ситуацию на российском экономическом пространстве – резкое сокращение денежного потока от экспорта сырьевых ресурсов, уход дешевых кредитных ресурсов с финансовых рынков - все это привело к радикальному изменению объема и структуры спроса. Стандартное понимание последствий кризиса для России - мы проходим дно, а далее пойдет восстановление - в корне неверно. Мы привыкли, что бананы сами падают с дерева. Вдруг они падать перестали, а мы продолжаем жить надеждой – вот скоро посыплются. Проблема в том, что экономическая политика, рассчитанная на быстрый рост (удвоение ВВП), оказалась лишенной необходимой ресурсной поддержки.
Классическая модель рыночной экономики, когда внутренний спрос стимулирует развитие деловой активности, присутствует четкое разделение ролей рыночных институтов и государственного управления, реализовалась в России весьма своеобразно.

Рис. 1 Модель функционирования рыночной экономики.



Источник: Вестник Московского университета. Серия 24. Менеджмент. 1/2010. Раздел «Среда бизнеса» стр. 84-112

Дата публикации: 19 сентября 2010



 1237   183  
Хочешь получать свежие материалы?
Подписаться
Вам может быть интересно