Ложная экономика?
Классическая рыночная модель экономики, которая используется во всем мире уже не один десяток лет, стремительно теряет сторонников. За последнее время она показала свою неспособность адаптироваться к современным условиям и общую нестабильность в мире.
Сегодня многие считают, что пришло время создать новую общепринятую экономическую модель, в которой социальные, этические, финансовые и любые вызываемые внешними причинами нужды будут тонко сбалансированы между собой. Раньше такой расклад казался утопичным. Сегодня это уже реальность и вполне жизнеспособный концепт экономической модели – социальный бизнес.
Правительства разных стран, а также крупные организации и корпорации поддерживают и всячески продвигают существующие и зарождающиеся социальные предприятия. Кому довелось работать с подобными организациями, обычно положительно отзываются об этих компаниях – их цели благородны, а мотивы честны. Однако есть и оборотная сторона медали.
Во-первых, большинство социальных предприятий стараются наполнить свой сектор деятельности дополнительными бесплатными или крайне дешевыми товарами и услугами. В ход идут различные рекламные решения, такие как пакеты услуг. Все это с целью привлечь внимание потребителя. Подобные действия благодаря резкому росту активности компании создают иллюзию стабильности, но, к сожалению, это всего лишь самообман. Если организация перестанет поставлять дополнительные бесплатные услуги, интерес потребителя к деятельности всей компании пропадет.
Во-вторых, несмотря на желание социальных предприятий уделять внимание общественным нуждам, они все же остаются коммерческими организациями, которым нужен стабильный доход, дабы продолжать свое существование. Поначалу различные крупные корпорации и правительство часто помогают таким организациям финансово. Однако со временем дотации заканчиваются и социальное предприятие начинает полагаться лишь на собственный доход. В условиях постоянной конкуренции с уже опытными в данной сфере услуг коммерческими фирмами доход социального предприятия сильно страдает, поскольку ему приходится понижать стоимость своих товаров и услуг и зачастую продавать их ниже себестоимости.
Интересно, что такое развитие событий выгодно всем, кроме самого социального предприятия. Крупные корпорации с целью подавить конкурента начинают занижать стоимость своих услуг до такого уровня, который молодое социальное предприятие поддержать просто не в состоянии, а государство выигрывает, поскольку его жители получают дешевые товары.
Как мы видим, все это создает огромные трудности для начинающего социального предпринимателя, побороть которые способны лишь единицы. Субсидии и внешнее финансирование, необходимые на начальном этапе, позволяют сделать товары и пакеты услуг доступными, но в итоге оказывают крайне негативное воздействие на развитие компании и зачастую становятся причиной ее банкротства.
Но при всем этом хочется отметить, что существуют успешные социальные предприятия, которые пережили все трудности и достигли необходимого уровня стабильности. Однако давайте постараемся быть честными перед сами с собой – не кажется ли вам, что мы опять строим ложную экономику?
___
Автор: основатель и исполнительный директор известной английской организации по поиску инвесторов для социальных предпринимателей ClearlySo
Читать биографию автора (на англ.яз.)
Источник: портал Social Edge
Дата публикации: 19 марта 2012
1136 107