Ресурсы без центров

В этой статье мы будем говорить о технологии, которую некоммерческие организации пока практически не используют. Говорить о ней мы будем, потому что за ней – будущее. Парадокс заключается в том, что на словах многие согласны с нашим мнением: хорошо было бы, чтобы ресурсные центры НКО появились в Рунете. Многие готовы пользоваться ими, но мало кто – создавать.

Каждый день в России появляются общественные объединения, фонды, готовые менять, улучшать социальную ситуацию в стране. По последним подсчетам, их уже более семисот тысяч. Это достаточно большая армия, которая могла бы вносить значительный вклад в изменение социальной ситуации в России.

Однако подавляющее большинство этих НКО работает вхолостую. В том числе и потому, что очень длительное время уходит на то, чтобы встать на ноги, нащупать эффективные технологии работы, определить свой путь развития. Скажем больше – значительная часть некоммерческих организаций так и не может продвинуться дальше этого первого этапа.

Когда организация создана, первая трудность, с которой сталкивается она, – информация. Вернее, почти полное ее отсутствие. Что мы имеем в виду под словом «информация»? Возможность заглянуть в чей-то опыт. Получить онлайн-консультацию. Узнать хотя бы о типичных ошибках предшественников, чтобы не повторять их. Лишь очень небольшая часть сотрудников некоммерческих организаций имеет возможность получить профессиональное образование в сфере менеджмента НКО. Остальные находятся в информационном вакууме, начинают работу с чистого листа, ломают копья, набивают шишки и топчутся на месте. Или, что еще хуже, идут в неправильном направлении. Между тем, коллективный опыт некоммерческих организаций в России уже накоплен, необходимые социальные технологии созданы и в некоторых случаях даже описаны. Нет только инструмента, позволяющего транслировать эти знания.

Ресурсные центры – тот самый источник информации, который необходим некоммерческим организациям. Этакие пункты приема и тиражирования опыта, знаний, практик. Разумеется, такие центры должны иметь хорошие онлайн-сервисы для НКО. Просто потому хотя бы, что интернет сейчас – самый доступный и удобный способ распространения информации. А для некоторых НКО и вовсе единственный.

Так вот. Ресурсных центров НКО (или сайтов, которые не называют себя ресурсными центрами, но де-факто таковыми являются) в Рунете можно найти от силы несколько десятков. Это очень мало для тысяч и тысяч НКО, тем более что далеко не все из перечисленных ресурсных центров по-настоящему хороши. Более того, все они вкупе бедны на информацию по нескольким важным позициям.

Прежде всего, в России отсутствует полноценная база данных НКО, а потому некоммерческой организации непросто найти партнера, с которым можно было бы консолидироваться и вести совместную работу. Потенциальному же донору сложно выбрать эффективную организацию. Да и вообще – отсутствие подобной базы данных мешает полноценному анализу работы третьего сектора в России, а значит – и развитию третьего сектора.

В Великобритании, например, недавно такая база появилась: фонд CAF запустил онлайн-сервис Charity Trends. Проект дает возможность поиска фондов и их характеристик по всем основным критериям: по бюджетам, тратам, области работы, количеству сотрудников и волонтеров и т. п. Всего в базе данных – более 162 тыс. британских благотворительных организаций.

Такой сервис невозможен сейчас в России. Дело в том, что информация для Charity Trends предоставляется британской Комиссией по делам благотворительности, куда НКО добровольно предоставляют свои годовые отчеты. У нас далеко не все НКО готовят эти самые годовые отчеты, а если и готовят, то без использования общих стандартов.

Второе – в Рунете, в том числе и на сайтах ресурсных центров, невозможно найти полноценную информацию о добровольческой практике. Волонтеров используют многие НКО, но лишь единицы – эффективно. Здесь пробелы по всем пунктам. Так, почти нет сервисов, которые позволяли бы волонтерам и организациям находить друг друга. Такие сервисы работают во всем мире, они технологически не очень сложные: доброволец заполняет на сайте анкету, в которой указывает свои компетенции, опыт, в какой области он хотел бы помогать, сколько у него есть на это времени и тому подобное. НКО же ведут поиск по этим анкетам и находят необходимого им человека.
Нет ресурсных центров для самих добровольцев: зачастую люди ввязываются в дело, о сложности которого они имеют самое отдаленное представление. В результате же вредят и себе (эмоциональное выгорание – обычное дело для волонтера), и некоммерческой организации (срывая реализацию ее программ), и «подопечным» социальным группам (непрофессиональная помощь сиротам, например, приносит больше вреда, чем пользы).
Пример прекрасного ресурсного центра для добровольцев – сайт общенационального волонтерского центра Ирландии, который ко всему прочему объединяет и ресурсы локальных волонтерских центров.

Третий серьезный пробел в информационном наполнении ресурсных центров Рунета: очень слабо методически описана деятельность тех организаций, которые уже прошли большой путь, но никак не отфиксировали его, не описали, не выложили в общий доступ.

Здесь мы подходим к ответу на вопрос «почему?» Почему в Рунете так плохо с информацией для НКО?
Первая причина – в закрытости самих НКО. Мало кто вообще системно собирает методическую информацию о собственной деятельности – эта работа не считается профильной и на нее непросто найти средства. Кроме того, часто приходится сталкиваться с мнением, что все, наработанное той или иной НКО, надо оставить себе, чтобы другие не украли или не применили апробированные технологии.

Выходит, российские НКО пока еще не доросли до понимания той самой истины, что лежит в основе благотворительной деятельности: отдавая, получаешь еще больше. Они не понимают даже простейших принципов накопления информации в интернете. Чтобы получилась Википедия, каждому участнику сообщества нужно поделиться крупицей своих знаний. И это окупится: за одну свою статью он получит миллион статей других пользователей.

Вторая причина: крайне сложно создать НКО, ставящую своей целью быть ресурсным центром. Спонсоры и жертвователи любят так называемую «адресную помощь» нуждающимся – из рук в руки, с наименьшими «организационными» затратами. Найти деньги на помощь конкретным детдомовцам в России можно. А вот найти деньги на помощь организациям, помогающим детдомовцам, практически невозможно. Донорам крайне сложно объяснить, что создание хорошего информационного ресурса для НКО эффективнее во много раз, чем организация кого-нибудь очередного праздника с подарками для сирот. Что это повышает качество и эффективность оказываемой некоммерческими организациями помощи. Дело в том, что результат работы ресурсного центра не виден тут же, на месте. Его сложно использовать для PR, его не сфотографируешь на память, как ребенка с игрушкой в обнимку. И эта деятельность связана с серьезными затратами, которые не идут напрямую на помощь нуждающимся.

Наконец, третья причина. «Рынок» ресурсных центров в России не складывается потому, что со стороны НКО нет реального спроса на такого рода услуги. Вернее, спрос есть только на словах.

НКО не воспринимают информацию как один из основных ресурсов своей работы. У большинства некоммерческих организаций вообще крайне узкое представление о том, что такое «ресурсы». Прежде всего, речь идет о деньгах. А потому многие обучающие программы для НКО заточены под фандрайзинг – умение просить деньги на что угодно и у кого угодно. Овладевшие этим искусством считают себя успешными, не овладевшие – прозябают. И те, и другие – ущербны.

Первые, не обладая необходимыми знаниями в области решения социальных проблем (что совсем не равно умению собирать деньги), тратят средства жертвователей впустую. Вторые не понимают, что и без денежного дождя можно решать проблемы «подопечных» социальных групп – с помощью работы со СМИ, взаимодействия с государственной властью, правильно выстроенных коммуникаций с другими общественными организациями и волонтерами.

В этой статье мы специально не останавливаемся подробно на технологических аспектах работы ресурсных центров НКО в интернете. Это может быть и система совместного накопления знаний, как Википедия, или база данных некоммерческих организаций, или сборники лучших тиражируемых практик НКО, или специализированные социальные сети. Есть достаточное количество готовых форм, пригодных для агрегации некоммерческой информации и ее распространения. Осталось только запустить процесс.
 

Источник: Электронный журнал о благотворительности "Филантроп"

Дата публикации: 6 июля 2011

#интернет #нко

 1545   107  
Хочешь получать свежие материалы?
Подписаться
Вам может быть интересно