Станислав Заботин: «Основная сложность социального франчайзинга – упаковать социальную составляющую»
Социальная франшиза, позволяющая реализовывать устойчивые социальные проекты по отработанным предпринимательским схемам, занимает все более заметное место в сфере социального бизнеса. В начале 2017 года драйвер социального предпринимательства в России Фонд «Наше будущее» запустил всероссийский конкурс «Социальный франчайзинг». О целях и задачах конкурса рассказывает заместитель руководителя департамента социальных и благотворительных проектов Фонда «Наше будущее» Станислав Заботин.
- Станислав, как родилась идея социального франчайзинга?
- Фонд «Наше будущее» с момента своего появления оказывал социальным предпринимателям поддержку, причем не только финансовую. Кому-то мы помогали со сбытом, кому-то — с построением отношений на уровне региональной и муниципальной власти, кому-то — с оптимизацией расходов. При этом мы неоднократно наблюдали, как социальные предприниматели в очередной раз изобретают велосипед, путем проб и ошибок находя конкретное отраслевое решение, в то время как другие уже прошли этот путь и готовы поделиться ключом. Так в 2010–2011 годах родилась идея социального франчайзинга. К тому моменту у подопечных Фонда «Наше будущее» уже был успешный опыт реализации социальных предпринимательских проектов, но Фонд ждал, когда компании дорастут до уровня, при котором они сами будут готовы создавать и развивать франшизу.
- И вот этот момент настал! С успехом запущена первая социальная франшиза…
- Да, это проект «Чудеево» — небольшие творческие студии для детей и взрослых в Московской области. Кроме того, завершена разработка франшизы Сети гериатрических центров «Опека», но, поскольку это проект крупный и сложный, ни одного предприятия по данной франшизе пока не запущено. Сейчас мы завершаем разработку франшизы «Система «Забота» в Санкт-Петербурге — ее пользователи, нажав одну кнопку на мобильном телефоне, в любое время дня и ночи могут получить квалифицированную консультацию у операторов специализированного кол-центра. Кроме того, мы планируем в этом году реализовать проект франшизы грудничковых бассейнов.
- Есть ли какой-то общий рецепт успешной социальной франшизы?
- Опыт говорит о том, что франшиза становится успешной, если франчайзер активно занимается поддержкой своего франчайзи. Возможно, со стороны кажется, что достаточно создать бренд, подготовить пакет стандартизированных бизнес-процессов — и на этом всё. Но нет! Необходимо обучить руководителя, персонал, поддержать компанию на начальном этапе, который в зависимости от сложности занимает обычно от 3 месяцев до 1 года. В противном случае франшиза окажется значительно менее успешной, а может быть, даже провальной.
- Что самое сложное в упаковке проекта в социальную франшизу?
- По нашему опыту, сложностей с социальными франшизами немало. Так, некоторые предприятия очень хорошо описывают бизнес-процессы, а для некоторых это проблематично. Некоторые предприятия в силу субъективных факторов (к ним могут относиться хорошие отношения с администрацией города, покупательная способность населения, отсутствие аналогичных решений на конкретном рынке) хорошо продают товары или услуги в своем городе или области, но это не значит, что в другом регионе проект будет столь же успешен. Но основная сложность социального франчайзинга — это упаковать социальную составляющую, миссию. Яркий пример — «Система «Забота», когда наш партнер-упаковщик сам не до конца осознавал, как эту социальность правильно показать, «упаковать» и донести до франчайзи.
Что я имею в виду? Изначально социальное предприятие ставит своей целью решение тех или иных социальных проблем. Но те, кто думает о покупке франшизы, совсем не обязательно замотивированы социальной миссией; нередко бывает, что люди просто хотят купить рентабельную бизнес-модель. И очень важно правильно подать информацию, сделать нужный акцент, раскрыть социальную составляющую как приоритетную задачу бизнеса. Важно донести до потенциального франчайзи, что в данном случае обслуживание клиента, ориентация на потребности инвалидов или пенсионеров является приоритетной задачей и, если это условие не будет соблюдаться, франшиза может быть отозвана.
- И именно это — «социальная составляющая как приоритетная задача бизнеса» — и отличает социальную франшизу от обычной, верно?
- Да. И социальные предприниматели уделяют этому аспекту очень большое внимание. Еще один важный момент: социальная составляющая может негативно сказываться на финансовых результатах компании, а это отпугивает потенциальных франчайзи. И потому нужно очень честно и грамотно преподносить информацию, чтобы у франчайзи не было завышенных ожиданий и недопонимания.
- Какой опыт вы брали за основу, разрабатывая социальную франшизу?
- Два года назад мы проводили экспертизу социальных франшиз. Сегодня в мире много социальных франшиз, в том числе очень успешных. Так, «Диалог в темноте», созданный немецким социальным предпринимателем Андреасом Хайнеке, сегодня работает уже как масштабный международный проект, призванный преодолеть барьер между видящими и незрячими людьми. В Великобритании известная социальная франшиза — автомойки «Чистота будущего», использующие минимум воды и моющих средств. В Германии существуют магазины кооперативного типа, значительная часть сотрудников которых — инвалиды. А буквально в декабре 2016 года я был на конференции в Нидерландах, где рассказывали про сеть гостиниц в Индии, 50% всех сотрудников которых — люди с ограниченными возможностями здоровья.
Однако за счет того, что в большинстве случаев опыт иностранных социальных франшиз специфичен, мы не смогли применить его в наших условиях. Мы пробовали переносить западные наработки в Россию. Работая над той же «Опекой», мы смотрели в сторону сети домов престарелых в Великобритании. Мы даже с ними созванивались, обсуждали некоторые вопросы, но в результате поняли, что использовать данный опыт и привозить специалистов сюда — это слишком сложно и дорого. Лучше попробовать создать этот рынок самостоятельно. Поэтому от заимствования чужого опыта мы отказались — возможно, временно. Сейчас мы, хотя и смотрим в сторону Запада, разрабатываем свою историю.
- Анализируя опыт работы Фонда «Наше будущее» в области социальных франшиз, вы можете сказать, что социальные франшизы — это тренд?
- Пожалуй, да — по запросам последних полутора лет мы видим, что социальные предприниматели, узнавая об уже созданных франшизах, тоже просят «упаковать» их бизнес, и для нас очевидно, что тема развивается, на нее есть спрос.
- Именно поэтому Фонд «Наше будущее» и организовал конкурс «Социальный франчайзинг»?
- Да, мы запустили конкурс, чтобы найти востребованный рынком проект и на его основе создать действительно стоящую франшизу, которая окажет максимальный социальный эффект. В положении конкурса у нас прописаны две основные номинации. Первая — та, которую мы по итогам анализа сочтем более перспективной для рынка с точки зрения оказания социального эффекта, проработанных бизнес-процессов и финансовой устойчивости. Вторую номинацию мы решили сделать «народной», поскольку понимаем, что не всегда объективно можем оценить перспективность того или иного направления. В ходе отбора соискателей в этой номинации мы выкладываем небольшие видеоролики с описанием социальных предприятий, которые хотят разработать франшизу, и приглашаем сообщество проголосовать. Путем такого народного голосования мы определим победителя во второй номинации, которую мы назвали «Надежда социального франчайзинга».
- Кто может участвовать в конкурсе «Социальный франчайзинг»?
- Участником конкурса может быть любое социальное предприятие, у которого уже сформировалась бизнес-модель.
- И можно даже не спрашивать, каким будет главный приз конкурса, так?
- Да! В обеих номинациях призом станет разработка социальной франшизы под ключ: в нее войдет описание бизнес-процессов, подготовка брендбука, разработка стратегии и продвижение франшизы. И отдельно в рамках «Лаборатории социального предпринимательства» мы будем продвигать эту франшизу по нашим каналам.
- Что еще, помимо минимизации числа ошибок и снижения рисков на старте, дает социальная франшиза? Какие есть еще моменты?
- Несколько моментов! Экономия времени при старте, повышение выживаемости, снижение финансовых затрат на реализацию одного проекта, повышение шансов на успешный запуск и реализацию проекта. Все это позволит ускорить процесс решения многих социальных проблем в регионах России за меньшие деньги и позволит Фонду в дальнейшем фокусироваться на новых социальных проблемах.
И еще важно: когда формируется франшиза, рано или поздно начинает действовать эффект масштаба. Приводя пример из классики: большинство продуктов, которые сейчас являются лидерами по продажам McDonald’s — тот же Big Mac, — были разработаны не самим франчайзером, а франчайзи. И в социальном франчайзинге, мы предполагаем, будет такая же история. Очень здорово, когда за счет коллективного разума обнаруживаются и внедряются более эффективные, чем прежде, способы решения проблем — в нашем случае это позволит сделать индустрию социального предпринимательства более эффективной и успешной в целом.
Автор: Ира Форд
Дата публикации: 24 января 2017
#мнение эксперта2011 69