Клятва Гиппократа для бизнес-наставника
Татьяна Волчегорская – один из самых любимых наставников акселерационной программы "Формула роста", организованной для социальных предпринимателей Фондом "Наше будущее" и компанией "СИБУР" в рамках программы социальных инвестиций "Формула хороших дел". Она считает, что наставник – это не просто работа, это выбор и колоссальная ответственность. Ведь именно ментор "прошивает" в сознании человека новые истины.
Как Татьяна стала наставником? Зачем перечитывает клятву Гиппократа? Как победила в конкурсе наставников в Восточноевропейском и Центрально-Азиатском регионах в 2021 году? Об этом и не только она рассказала в интервью "Новому бизнесу".
Веник – это сила!
- Чем работа наставника отличается от работы трекера во время акселератора? Ведь и тот и другой профессионал в бизнесе, и тот и другой помогает "прокачать" бизнес-проект. В чем же разница?
- Давайте разбираться. Некоего признанного во всем мире образования, сертификации или научно подтвержденных гипотез в этой области пока нет. Чтобы сделать картину более понятной, подумаем, как описать ее простыми словами, заменив непонятные "трекер" и "наставник".
Открываем "Википедию" и видим, что трекер – это "некая специальность". Хорошо. "Объединяет коуча и ментора" – тут у неподготовленных людей уже щелкает тумблер: "непонятно". Далее читаем: "помогает вопросами". Становится яснее. Итак, если сформулировать, то мы получим, что трекер – человек, обученный знаниям и методикам задавать вопросы для помощи в движении к цели.
Теперь про наставника. Хорошее определение есть там же, в современной электронной энциклопедии. Следуя ему, наставничество – это отношения, в которых опытный или более сведущий человек помогает менее опытному или менее сведущему усвоить определенные компетенции. То есть наставник – это сведущий и опытный человек, имеющий и передающий опыт и знания.
Подробнее о наставничестве как о добровольческой деятельности можно прочитать на сайте Института наставничества http://nastavnichestvo.su/mentoring/
- В чем вы видите свою главную задачу как наставника при работе с предпринимателем?
- Мне важно найти общий язык, услышать человека. Понять, чем я могу быть полезна и где мы вместе с наставляемым можем мультиплицировать успех. Люблю сравнение про веник. Человек один – как веточка, его легко сломать или согнуть. А когда ветки собраны в веник, – это сила. Хороший наставник – это много веточек.
Прошивка для перфокарты человека
- Если проанализировать ваш опыт наставничества с традиционными бизнес-проектами и социально-предпринимательскими, в чем будет отличие?
- Чаще всего я встречаю отличие в отношении к деньгам, богатству и заработку. У многих в головах достаток ассоциируется с жадностью, злобой и другими неприятными качествами. Хотя более чем логично предположить, что добро – оно внутри человека, и настоящее добро ресурсы только усиливают. Голодному и замерзшему сложно быть добрым.
С людьми вообще сложно и интересно работать. Каждый из нас – огромная вселенная со своими млечными путями и черными дырами. Социальные предприниматели все немножко сумасшедшие – ну кто в здоровом уме пойдет спасать бездомных кошек, строить бесплатные детские сады или разрабатывать экологичные заводы будущего…
Я верю, что в нашей стране человеческий капитал – это самая лучшая нефть и самый драгоценный металл. Поэтому неважно, трудно или легко. Главное – зачем.
- Правильно ли я понимаю, что для наставника имеет первостепенное значение именно желание помочь, поделиться опытом с предпринимателем, видеть, как он вырастет, чувствовать от этого отдачу? Что отличает хорошего наставника?
- Могу говорить только за себя. Наставник дает новую прошивку для перфокарты человека. Я осознаю эту ответственность, у меня даже клятва Гиппократа записана, иногда ее перечитываю. "Не навреди" – вот негласный девиз.
Мне важно, чтобы у человека получилось. И важно, чтобы мы были честны. Иногда изменений может не произойти. И тогда надо это уметь пережить.
Я безмерно горжусь, когда все получается. И когда вырастают новые крылья, и люди летят. Это восхитительно! Наверное, учителя и врачи меня поймут. К ним тоже приходят с болью или задачей, а уходят окрыленные, с найденным решением и эйфорией от этого. Иногда вспоминают и благодарят.
И я точно знаю, что немного меняю этот мир. Надеюсь, в лучшую сторону.
Больше чем профессия
- Как вы стали наставником? Расскажите свою историю. За что вы любите свою профессию?
- Наставник – это не профессия, это выбор. Наверное, если бы я выбрала профессию учителя, то была бы хорошим специалистом. Помню, когда преподавала английский язык в школе, мне это очень нравилось. Но так вышло, что нашей семье нужны были деньги, и я выбрала сначала профессию бухгалтера, потом маркетолога, потом уже погрузилась в менеджмент и финансы. А затем и вовсе стала предпринимателем.
Когда бизнес немного встал на ноги, стала обучать сотрудников, потом – менеджеров, потом – бизнес-партнеров. Меня как-то находили через знакомых, обращались за советами. Сотрудничала с Цетром развития и поддержки предпринимательства (ЦРПП). В 2017 году благотворительный фонд "Агат" пригласил поработать с их замечательными ребятами, и я узнала, что есть такая деятельность, как бизнес-наставник. У нас вместе получались экстраординарные результаты. И я подумала, что нужно больше помогать социальным предпринимателям, стала сотрудничать с Центром развития некоммерческих организаций (ЦРНО), стала наставником программы "Молодежный бизнес России" Института наставничества. Являюсь наставником социальных предпринимателей в проектах Impact Hub Moscow "90 Days Challenge" и акселераторе "Формула роста" от Фонда "Наше будущее", которые также поддерживаются Институтом наставничества.
- Вы отметили "Формулу роста". Скажите, насколько действенны и эффективны такие акселераторы для социальных предпринимателей?
- Мне сложно судить об эффективности, пока я не увижу статистику. Но думаю, что фокусировка внимания на задаче и приложение усилий рано или поздно дадут результаты.
Судя по тем изменениям, которые лично я наблюдаю за последние 3–5 лет вокруг себя, в обществе и предпринимательской среде, эффект есть, и он позитивный.
- Поздравляю вас с выходом в финал международного конкурса "Ментор года"! В финале жюри высоко оценило Россию.
- Спасибо! Да, у нас сильная команда и мудрые руководители. И мы очень хотим, чтобы у всех российских наставников был высочайший результат. Потому что только общими усилиями у нас получится жить в стране будущего, а не прошлого. Наставники всегда готовы поддержать предпринимателей на этом пути.
- Расскажите немного о конкурсе.
- Это международный конкурс сети поддержки предпринимателей Youth Business International, работающей в 60 странах мира, членом которой является российский Институт наставничества.
Я очень рада быть частью команды наставников института, который много лет занимается повышением квалификации, нетворкингом и обменом опытом между наставниками. Это и ежегодные международные дни наставничества в предпринимательстве, и проект "SOS Mentoring", и многое другое.
Автор: Наталия Гладкая
Дата публикации: 18 февраля 2022
#наставник #наставничество #бизнес-акселератор #акселерационная программа #формула роста833 3