От финансовой поддержки до мощного нетворкинга: на что рассчитывать социальному бизнесу столицы
Город Москва входит в топ-5 федерального реестра социальных предприятий. Об опыте работы в столице с этой категорией бизнеса, о мерах помощи и итогах реестра рассказал "Новому бизнесу" заместитель руководителя Департамента предпринимательства и инновационного развития города Москвы Александр Исаевич.
Увидеть полную картину
- Насколько важно, в том числе для поддержки социальных предпринимателей, что сформирован такой реестр?
- Мы знали, что в Москве действует большое количество социальных предприятий, но мы не могли подсчитать их точное количество, не зная, кто они и каков профиль их деятельности. Различные фонды, в том числе и Фонд "Наше будущее", вели активную работу с такими предприятиями, но город был ограничен в своих возможностях. Сейчас, собирая социальных предпринимателей в одном перечне, мы видим картину. Например, в каких сферах они развиваются, чем занимаются, а значит, можем анализировать и разрабатывать адресные меры поддержки, собирать обратную связь.
Еще один важный момент – господдержку мы можем оказывать исключительно субъектам МСП, состоящим в реестре. Конечно, социальные предприятия и раньше могли обратиться в Департамент за поддержкой, так как многие уже имеют статус субъектов МСП, но разработать специальную субсидию мы смогли только после закрепления самого понятия социального предпринимательства и формирования перечня.
- Как вы оцениваете итоги реестра для Москвы?
- Мы начали работу с социальными предпринимателями еще до создания перечня и в 2019 году запустили акселератор социальных проектов. В нем приняли участие 50 компаний, которые смогли познакомиться с инструментами продвижения бизнеса, получить экспертную поддержку и прокачать свой бизнес.
В этом году был первый опыт включения в перечень социальных предприятий, и достучаться до всех мы не смогли, хотя объем работы был проделан большой. Планировалось, что таких предприятий будет на порядок больше, и тогда мы бы смогли подвести более подробные итоги. С 1 февраля по 19 июня этого года статус социального предприятия получили более 190 компаний. В большинстве своем это организации, оказывающие услуги по дневному уходу за детьми, дополнительное образование детей и взрослых (детские сады, детские клубы, развивающие секции и пр.), издательская деятельность, производство медицинских инструментов и оборудования. Однако среди них есть представители различных сфер – от гончарных мастерских до высокотехнологичных производств спасательного и реабилитационного оборудования. В перечень социальных предприятий Москвы также вошли институт кино- и фотоиндустрии, фирма по производству экологичной одноразовой посуды, организации дополнительного образования детей, семейный оздоровительный центр для помощи будущим родителям, интернет-магазин средств для ухода за лежачими больными и предприятие, поставляющее оборудование для спасения маломобильных граждан при пожарах и чрезвычайных ситуациях.
- Насколько активны социальные предприниматели в Москве и насколько важную роль они играют в жизни города? Какие проблемы они закрывают? Какую миссию несут?
- Понятие "социальный предприниматель" уже само по себе предполагает общественнополезную деятельность. У нас есть 4 категории социальных предприятий: те, кто принимает на работу социально незащищенные категории граждан; те, кто обеспечивает реализацию производимых указанными гражданами товаров (работ, услуг); те, кто производит товары и услуги для этих категорий граждан; и, наконец, те, кто занимается общественно полезной деятельностью и решает социальные проблемы. Каждая из них по-своему важна и несет колоссальную пользу обществу.
Адресная поддержка
- 190 официально зарегистрированных в реестре предпринимателей – это отличный результат! За счет чего его удалось достичь?
- Мы вели активную коммуникацию с общественными организациями, фондами и т.д., которые взаимодействуют с социальными предприятиями для информирования предпринимателей о возможности и условиях включения их в перечень, а также о том, что это даст самим предпринимателям (финансовые и нефинансовые меры поддержки). Также мы подключили к информационной кампанию все возможные ресурсы, такие как: социальные сети, официальный портал Департамента, портал MBM.MOS.RU, рассылки по базам, СМИ и т.д.
- Какие меры поддержки для СП действуют в Москве, без учета федеральных? Какие из них оказались самыми востребованными для этой категории бизнеса?
- В первую очередь это, конечно, финансовая поддержка. Начиная с этого года социальные предприятия могут безвозмезднополучить до 1 миллиона рублей из городского бюджета. Средствами из субсидии предприниматели могут частично компенсировать уже понесенныерасходы на лизинг или покупку оборудования, проценты по кредитам в размере ключевой ставки ЦБ РФ и даже оплатить коммунальные услуги.
Помимо субсидий, Департамент реализует программы льготного кредитования малого и среднего бизнеса, предоставляя субсидии банкам для компенсации малому и среднему бизнесу выплат по ранее взятым кредитам (до 6% годовых) и по новым стабилизационным кредитам (до 8% годовых).
Мы также делаем упор и на образовательную поддержку. В середине сентября в рамках проекта "Стартап-школа МБМ" стартовал отраслевой онлайн-курс по антикризисному менеджменту для социальных предпринимателей. Прямо сейчас обучение проходят более 30 человек. Скоро будет запущен и первый посткоронавирусный поток в Центре услуг для бизнеса ВАО.
Также идет набор заявок на акселератор социальных проектов. Это программа развития бизнеса для социально ориентированных предприятий, решающих общественно полезные задачи. Участникам, прошедшим отбор, предстоит интенсивная работа, зато гарантировано увеличение показателей бизнеса. Впервые акселератор был организован в 2019 году, в нем приняли участие 50 компаний.
Кроме того, наши образовательные программы – это всегда мощный нетворкинг. Знаю точно, что площадка MBM.MOS стала отправной точкой партнерских отношений многих предпринимателей.
Обратная связь
- Какие еще меры поддержки планируются для социального бизнеса в будущем в Москве?
- Мы планируем продолжать делать упор на образование, субсидиарную поддержку, программу льготного кредитования, а также гарантийную поддержку. Это будут и новые программы, и адаптация уже существующих проектов под специфику социального бизнеса.
Также мы посмотрим на результаты субсидиарной кампании и постараемся провести некую работу над ошибками, чтобы понять, чего не хватило, что нужно добавить, а что не пользовалось спросом и стоит убрать.
Также мы постоянно мониторим ошибки в заявках на субсидии, которые подают компании, и стараемся облегчить пакет документов, а в случае если это невозможно – максимально разъяснить предпринимателям по всем возможным каналам, в чем ошибки и как их избежать в дальнейшем.
Важно отметить, что для эффективной работы очень важна обратная связь с предпринимателями, ведь только бизнес может нам сказать, что ему нужно и как мы можем помочь.
Фото: Департамента предпринимательства и инновационного развития города Москвы, mos.ru, shutterstock, группа "Малый бизнес Москвы" в facebook
Автор: Наталия Гладкая
Дата публикации: 29 сентября 2020
#москва #департамент предпринимательства #реестр социальных предпринимателей1212 4