Евгения Белонощенко, основатель «Бэби-клуба»: как выстроить франчайзинговую империю
Франчайзинг, коммерческое тиражирование успешных проектов, — один из ведущих бизнес-трендов. Евгения Белонощенко, социальный предприниматель и основатель «Бэби-клуба» — крупнейшей в России и СНГ сети частных дошкольных учреждений, рассказывает, как за 16 лет из хобби и небольшого детского клуба выросла франчайзинговая компания, объединяющая 250 центров, которые посещают более 15 тысяч человек ежедневно.
Я, как и большинство людей, искала свое призвание в жизни. Работала у родителей, в проектной фирме - мне казалось, что мое будущее предопределено, но мой муж Юрий Белонощенко, увидев, с какой неохотой я иду каждый день на работу, вопринимая ее, скорее, как дочерний долг, убедил меня, что это не мое. Он сказал мне: «Давай ты будешь искать то, чем действительно хочешь заниматься». В это время в Самару приехал выдающийся педагог Николай Александрович Зайцев (методика «Бэби-клуба» основана именно на его теории), и муж предложил: «Сходи - послушай». Прямо на семинаре приняла решение, что буду открывать свой детский клуб. Здесь же я познакомилась с девушкой Олей, которая уже имела опыт организации детских развивающих центров. С ней как компаньоном мы и открыли первый центр - в квартире, которую мне подарили родители.
Год креатива
Первоначально «Бэби-клуб» не задумывался как бизнес. Я так была увлечена идеей бережного интеллектуального развития малышей в раннем возрасте, что просто окунулась в эту атмосферу с головой. Мой муж и партнер Юрий всегда поддерживал меня во всех моих начинаниях. Вместе с ним мы приняли судьбоносное решение — в 2000 году создали «Бэби-клуб». Было страшновато, потому что у меня даже педагогического образования не было, только экономическое, а родители вообще думали, что я буду продолжать семейный бизнес, они очень болезненно восприняли мой уход. Их смущало, что, получив высшее экономическое образование, я ползаю по полу с детьми. На самом деле тот первый год «Беби-клуба» стал одним из самых счастливых в моей жизни. Это было время креатива. Я была абсолютно счастлива — да, не имела подготовки, но училась, росла и развивалась.
Наш «Беби-клуб» стал первым частным детским центром в Самаре. Сначала мы пригласили соседских детишек, месяц работали бесплатно. Потом, когда объявили, что будем брать плату, всех как ветром сдуло. Мы удивились, но «сарафанное радио» уже заработало и к нам стали приводить детей. Появилось много обеспеченных клиентов, им как раз нравилось, что это частное заведение. Детей привозили на огромных джипах с охранниками. Хочешь не хочешь, результат надо было выдавать. С коллегой и партнером Ольгой мы проработали недолго: в июле открылись, а в ноябре она решила выйти из дела. Мы обе, видимо, оказались слишком сильными личностями, чтобы сосуществовать в одном бизнесе.
Дело пошло, я стала нанимать учителей. Сначала мы работали детьми от трех лет, но когда я познакомилась с книгой Масару Ибуки «После трех уже поздно», то предложила: «Давайте брать двухлетних», а сейчас мы работаем с детьми с восьмимесячного возраста. Многие родители относятся к маленьким детям как к игрушкам - не верят в их способности. В первую очередь думают о том, чтобы дети были чисты, одеты, покормлены и не подозревают, что от интеллектуального развития в первые годы ребенка зависит качество его взрослой жизни. Мало кто знает, что уже в раннем возрасте можно предоставлять ему самостоятельность, давать как можно больше общаться, информировать, брать в поездки, приглашать гостей. Ребенок — это человек, у которого можно поучиться жажде познания и способности к обучению.
Франчайзинг под ключ
В 2007 году моему мужу предложили повышение с перездом в Москву. К тому времени у нас родились еще две дочери: Яна и Марта. Мы переехали. Я оказалась в столице, а мой бизнес остался в Самарской области. К 2009 году число клубов выросло до двадцати трех, но проблема моего отсутствия с каждым днем чувствовалась острее и острее - а наши клубы при этом как дети остались без родителей.
Мы с мужем задумались о более эффективном управлении сетью и решили развивать франчайзинговое направление, потому что у каждого клуба должен быть свой хозяин. Например, мне очень нравятся итальянские рестораны, в которых хозяин одновременно является поваром. Он сам выбирает продукты, из которых готовит вкуснейшие блюда, тщательно следит за соблюдением технологии, обучает других поваров. При этом он выходит к клиентам, общается с ними, интересуется их мнением. Именно такой я видела программу нашего франчайзинга — когда собственник бизнеса знает в лицо каждого клиента. Мы стали отдавать собственные клубы франчайзи «под ключ» и открывать уже на новых условиях новые клубы по всей стране. К этому времени мы созрели для того, чтобы давать консультации и передавать накопленный опыт. Задолго до возникновения идеи развития сети по франчайзингу ко мне обращались за помощью в открытии детского клуба, просили поделиться наработками и методиками.
«…С каждым годом этот талмуд растет»
Старт программы франчайзинга состоялся в 2009 году. Когда у нас был один клуб, все заработанные деньги мы вкладывали в развитие, но и сейчас, когда в нашей сети - уже более 200 клубов, мы продолжаем вкладывать в бизнес основную часть средств.
Из чего состоит наша франшиза. В паушальный взнос входит наш бренд «Бэби-клуб», который мы регистрировали полтора года. Партнер по договору приобретает наш бренд. Он также приобретает ноу-хау: это наши прописанные методики от 8 месяцев до 6 лет, долгосрочное планирование — то, чему научится малыш. Каждый урок как сценарий прописан для каждого возраста, то есть где-то на пять лет на каждый год. Затем вы получаете поддержку мощной команды: у нас есть свой юрист, пиарщик, маркетолог. У вас как у партнера будет личный куратор, который отвечает на все вопросы. Для описания бизнес-процессов мы пригласили консультантов из компании «Франш». Для написания методик был создан методический центр. В итоге получился огромный талмуд, который называется «Руководство» - в нем прописаны все бизнес-процессы, все материалы, поставщики. И с каждым годом этот талмуд растет и растет. Я даже боюсь представить, какого объема он достигнет через несколько лет.
Пришлось заниматься и рекламой. В первые 6 лет работы мы вообще не давали рекламу — клиенты сами рекомендовали «Бэби-клуб» своим друзьям и знакомым, но переход на франчайзинговую систему, развитие бренда потребовал новых подходов. Муж настоял, чтобы дизайн нашего нового сайта и логотип разрабатывала студия Артемия Лебедева. Результатом работы стал яркий логотип, который привлекает внимание как детей, так и взрослых.
Кадры, которые решают всё
Конечно, деньги — это свобода. И бизнесмены очень часто думают о деньгах. Но мы ищем таких франчайзи, для которых на первом месте стоял бы интерес к этой сфере деятельности, к педагогике, потому что, если человек на первое место в этом бизнесе ставит деньги, то, к сожалению, у него ничего не получится – проверено много раз. Тебе должно быть интересно работать с детьми, с родителями, с педагогами.
Наша цель — чтобы «Бэби-клуб» был в каждом районе каждого российского города, потому что там, где есть дети, там может работать и «Бэби-клуб». Идеальное местоположение — спальный район со сформировавшейся инфраструктурой. Необязательно располагать клуб на первой, дорогой линии домов, но непременно – на первом этаже, с отдельным входом и площадью от 70 квадратных метров, хотя сейчас есть «Бэби-клубы» и по 200 метров, а мой самый любимый — маленький «Бэби-клуб» на 38 квадратных метрах. Вообще, «Бэби-клуб» можно расположить практически на любом метраже.
Самая сложная из ежедневных задач — следить за качеством работы в клубах. Закупить пособия, сделать красивый дизайн — это просто. Важно, чтобы специалисты, которые работают с детьми, сами хотели учиться, были открыты новому. Самый задаваемый мне вопрос: «Как найти людей?» Потому что действительно «кадры решают всё» — это 90% нашего бизнеса.
«Вы любите кино?»
Как при выборе франчайзи, так и при найме персонала мы уделяем особое внимание мотивации: хотят ли люди работать с детьми. Очень часто я слышу от молодых специалистов, что они любят детей (при этом, замечу, не имея практического опыта). Тогда я им задаю вопрос: «Вы любите кино?» Они отвечают: «Да, любим». Я спрашиваю: «Как часто вы ходите в кино?» — «Ну, раз в неделю». «Отлично. Представьте, что вы ходите в кино каждый день, просматриваете сразу по несколько фильмов, а потом еще часа три их обсуждаете. Вы ТАК любите кино?» Они говорят: «Нет, нам достаточно одного раза в неделю». То же самое с детьми: это поглощение твоей энергии, мыслей, времени и далеко не каждый может и готов это отдавать.
Важна, конечно, и профессиональная компетентность человека. Все, кто претендует на работу у нас, проходят через специальный тренинг, на котором мы выявляем важные для педагога качества и навыки. Из 100 человек мы выбираем трех. Тот, кто прошел этот серьезный отбор, переходит на этап обучения.
Первоначальное обучение, разработанное нами, длится 6 дней, по 8 часов каждый. У нас есть внутренняя сеть компании - интранет, где лежат все материалы, где общаются сотрудники и партнеры. Есть прекрасный сайт от студии Артемия Лебедева, в котором у каждого партнера есть свой личный подсайт, и на нем партнеры могут изменять информацию хоть каждый день. У нас есть кол-центр (это все входит в паушальный взнос), который работает двадцать четыре часа в сутки. Наша задача — обучающая, поэтому у нас выходят в режиме онлайн три газеты: методическая для учителей (раз в месяц), раз в месяц выходит газета для партнеров «Бэби Таймс» (так мы ее скромно назвали) и газета для родителей. Раз в месяц проходит онлайн-собрание всех партнеров сети, где мы рассказываем, что нового, интересного мы нашли как управляющая компания. Раз в год мы проводим съезд. На него приезжают партнеры со своими преподавателями — проходит обучение, завязываются полезные контакты.
«…Открыть клубы в каждом городе, где есть дети»
Кто наши партнеры-франчайзи? 40% — это люди из финансов, бухгалтера, которые устали от корпоративного масштаба. 40% — это домохозяйки, женщины, которым мужья подарили этот бизнес. И остальные — наши педагоги, проработавшие у нас много лет, они понимают нашу систему изнутри, и им становится интересно продолжать дело уже на другом уровне. Еще одна новая прослойка — это клиенты, которые увидели на своем ребенке результат нашей деятельности. При этом у нас сейчас восемь партнеров, которые имеют два и более клубов в своей собственности. То есть это люди, которые покупают франшизу повторно. Они убедились, что это работает, и захотели увеличить свою сферу деятельности.
Наши планы на будущее — открыть клубы в каждом городе, где есть дети, а также выйти в другие страны, где есть русские сообщества и где родители хотят, чтобы их дети не забывали русский язык.
Сегодня я горю идеей создания частной школы. Нашим малышам — свободным, умным, мыслящим — немного грустно в обычной школе. Там не нужны дети, которые умеют задавать вопросы. В течение всех лет работы «Бэби-клуба» я слышала пожелания родителей: «Если вы откроете школу, мы перейдем всем составом». Я всегда к этому относилась несерьезно. И однажды я поняла, что, когда «Бэби-клубов» в России тысячи, это, конечно, приятно. Но, когда ты даешь хорошую базу, очень хочется, чтобы в дальнейшем это не стало напрасным, не ушло и не потерялось. Мы смеемся, что в 40 лет у меня будет школа, в 50 — университет, а в 60 — я буду министром образования. «Бэби-клуб» дает детям мощный фундамент. Школа должна дать ребенку понятие предназначения, призвания. Мы и название придумали — «Белая ворона». В школе дети научатся понимать все свои сильные и слабые стороны. Чтобы, окончив ее, сказать: «Я знаю, куда я хочу идти, в какой институт».
Есть в планах и создание вуза, но не пятилетнего. После нашего университета, обучение в котором будет два — максимум три года, выпускники смогут выходить в свой бизнес. Мы считаем, что в жизни и обучении главное не оценки или цвет диплома, а знания, которые выпускники смогут применить в интересной им деятельности.
Поделюсь секретом счастливой жизни. Я счастливая мама четверых детей, которые растут в атмосфере любви и взаимопонимания. В жизни я занимаюсь любимым делом — создаю клубы, в которых мы помогаем детям стать самостоятельными, свободными и успешными. Для меня важно знать, что мое дело — социально значимое и приносит мне удовольствие.
Подготовил Андрей Золотарев
Дата публикации: 24 августа 2016
#Бэби-клуб #своими словами3122 178