Законодательство в Великобритании
Великобритания
Новый закон, предоставляющий социальным предприятиям более широкие возможности в сфере оказания государственных услуг в Великобритании, вступил в силу с 31 января 2013 года.
Закон о государственных услугах (Закон о социальных благах (ценностях, стоимости) (http://www.legislation.gov.uk/ukpga/2012/3/enacted) требует от местных органов власти и других уполномоченных государственных организаций рассматривать в качестве одного из ключевых кри териев принятия решений пользу, которую их услуги или деятельность могут принести местным общинам и сообществам.
Согласно новому законодательству, именно социальные последствия и улучшение качества оказания государственных услуг для местных сообществ в первую очередь должны влиять на процесс организации и осуществления государственных закупок на местном уровне. Многие представители местных властей все чаще обнаруживают, что именно ориентация на социальную составляющую наряду с другими факторами наилучшим образом влияет на эффективность государственных услуг в долгосрочной перспективе.
Закон требует от уполномоченных органов местной власти пользоваться услугами консультантов, экспертов, а также использовать прямые опросы граждан для лучшего понимания ожиданий людей от услуг конкретных государственных служб. Разработчики данного закона считают, что это приведет к улучшению качества государственных услуг для местных сообществ.
Новый закон является одним из элементов целенаправленной политики правительства Великобритании по облегчению доступа к государственным контрактам для социальных предприятий. В ближайших планах правительства Великобритании также – создание Академии уполномоченных организаций, предоставляющих государственные услуги, для улучшения качества данных услуг – т.е. аутсорсинг гос. услуг.
Министр гражданского общества, Ник Херд, сказал:
«Как налогоплательщики мы все хотим, чтобы покупаемые государством от нашего имени услуги приносили как можно большую пользу обществу. Этот закон является важным шагом в поощрении уполномоченных представителей государственных органов думать прежде всего о максимизации социальных благ для местных общин. Он также предлагает благотворительным и социальным предприятиям участвовать в предоставлении государственных услуг и повышении их качества.»
Наряду с этим, новая государственная программа обучения и мастер-классов для организаций добровольческого сектора позволит им улучшить свои коммерческие навыки и успешно конкурировать за получение государственных контрактов.
Исполнительный директор объединения социальных предприятий Великобритании Питер Холбрук также считает принятие данного закона перспективным для расширения сферы деятельности социальных предприятий.
В дополнение к Закону было также разработана Инструкция по его применению, где даются простые практические рекомендации дл я всех заинтересованных участников социального сектора.
Приведем пример возможного применения данного закона. В одном регионе местные власти хотели организовать доставку еды для пожилых малообеспеченных людей. Однако предварительно проведенные опросы заинтересованных сторон привели к выводу, что пожилые люди часто социально изолированы и нуждаются в общении. П оэтому было принято решение об организации питания в местном социальном центре для того, чтобы пожилые люди могли не только обедать, но и общаться друг с другом.
К тому же, опрос показал, что пожилым людям было бы удобно обратиться за медицинской консультацией в этом центре, и местное отделение траста Национальной системы здравоохранения поддержало выделение специа листов для работы в данном центре.
Сэр Стюарт Этерингтон, исполнительный директор Национального совета по делам общественных организаций, сказал:
«Этот небольшой закон способен радикально изменить нашу систему государственных услуг. Он дает уполномоченным органам зеленый свет и возможность учитывать при принятии решений о государственных контрактах не только стоимостные, но и социальные факторы. Мы знаем, что благотворительные и социальные организации предлагают добавочную стоимость, которая не учитывается в тендерной документации. Это прежде всего связано с миссией данных организаций, ориентирующихся прежде всего не на прибыль, а на улучшение качества жизни своих клиентов. Многие социальные организации привлекают добр овольцев, которые имеют сильную личную мотивацию. Социальные и благотворительные организации часто являются первоклассными экспертами в своей области, и, я уверен, их привлечение способно позитивно повлиять на качество государственных услуг.»
Канада
Социальные предприятия Канады получили новый официальный статус! 29 июля 2013 года в стране вступили в силу поправки к Закону о Коммерческих корпорациях, принятые в мае 2012 года, создающие новую организационно-правовую форму для социальных предприятий – Компанию, действующую в интересах общества (Community Contribution Company – C3).
В целом компания, действующая в интересах общества - это организационно-правовая форма очень похожа по форме и содержанию на CIC (Community interest company), существующую в Великобритании.
C3 является одним из видов коммерческих организаций, а значит, их деятельность предполагает извлечение прибыли и общий порядок налогообложения коммерческих организаций.
C3 будет иметь ограничения на выплату инвесторам дивидендов и процентов для сохранения капитала социального предприятия. Кроме того, для этого вида предприятий предполагается применение блокировки активов, и в случае банкротства активы данного предприятия должны будут передаваться другой С3 или благотворительной организации.
В конце года C3-компании должны публиковать отчетность о выполнении своих социальных, культурных или экологических задач в соответствии с перечнем видов деятельности, указанных в учредительных документах организации.
Законодательство Канады пока однозначно не определило, будет ли владение акциями С3 влиять на налоговый статус НКО в случае, если НКО решит создать или инвестировать средства в новый вид организации.
Дата публикации: 14 апреля 2013
1367 92