Об этом шла речь в рамках заседаний конкурсной комиссии по отбору социально ориентированных НКО для предоставления субсидий из федерального бюджета, а также на пресс-конференции, посвященной отбору проектов для финансирования в Новгородской области. При отборе проектов на федеральном уровне во внимание принимались опыт работы и кадровый потенциал организации, число регионов ее присутствия, экспертная оценка эффективности заявленной на конкурс программы и ожидаемый объем софинансирования. Заявки для экспертной оценки были разосланы членам конкурсной комиссии до очных заседаний, на которых большинством голосов принималось решение по поддержке (в случае присутствия не менее 13 человек из 25). При наличии конфликта интересов член комиссии покидал встречу на время обсуждения того или иного проекта. Проекты, мнения по которым у членов комиссии разделились, выносились на повторное обсуждение в другой день.
По словам представителей Центра антикоррупционных исследований и инициатив "Трансперенси Интернешнл-Р", в некоторых регионах члены комиссий не заявляли о конфликте интересов и участвовали в обсуждении заявок, в победе которых были заинтересованы. Сами конкурсные комиссии при этом могли на три четверти состоять из чиновников, к участникам конкурса предъявлялись "избыточные" требования ("сбор справок из налоговых органов, фондов, выписка из ЕГРЮЛ и др".), сроки подачи заявок были "сжатыми", извещения о конкурсах размещались лишь на официальных сайтах областных администраций.
Прокомментировать ситуацию корреспондент Агентства социальной информации попросил заместителя директора Департамента стратегического управления (программ) и бюджетирования Министерства экономического развития РФ Илью Чукалина. По его словам, требовать от участников конкурсов справки об отсутствии задолженности перед налоговыми органами и внебюджетными фондами "избыточно". На практике такая задолженность (в несколько десятков рублей или даже копеек) может быть у большинства работающих организаций. При этом положение о порядке предоставления субсидий СО НКО, которое Новгородская область представляла в октябре 2011 года для получения субсидии из федерального бюджета, соответствовало разработанному Минэкономразвития модельному акту. Но в феврале 2012 года администрация Новгородской области внесла в него изменения, существенно ухудшающие условия конкурса. Согласен чиновник и с тем, что о конфликте интересов членам конкурсных комиссий следует заявлять. Как это происходило в рамках работы федеральной конкурсной комиссии можно узнать из протокола, размещенного в подразделе
"Социально ориентированные НКО" на сайте министерства.
Что касается практики приглашения в попечительские советы негосударственных НКО представителей власти, она распространена в регионах и имеет свои плюсы. Обвинять директоров всех таких организаций в недобросовестной работе едва ли возможно, отметил И.Чукалин. Информация о конкурсе в Новгородской области размещалась на разных сайтах, в чем можно убедиться, введя соответствующий запрос в поисковики. Однако срок для подготовки и подачи заявок (21 день со дня публикации объявления) с учетом требований по составу документов - "неприемлемо мал", считает представитель федерального министерства.
Минэкономразвития заинтересовано в становлении института общественного контроля в России, в том числе за конкурсным распределением субсидий среди СО НКО. Сам факт внимания НКО к этой теме - позитивный. Если помимо предположений организации располагают фактами злоупотреблений в рамках конкурсного отбора СО НКО в регионах, стоит сообщать об этом в Департамент стратегического управления (программ) и бюджетирования Минэкономразвития. Для совершенствования процедуры проведения федерального конкурса в министерстве запланирована очередная рабочая встреча с экспертами некоммерческого сектора, которые участвовали в отборе проектов СО НКО для российских и иностранных доноров.
Источник:АСИ