Бэби-бум-бэнд
Уже осенью Госдума может внести поправки в Закон №209-ФЗ о развитии малого и среднего предпринимательства. Будет дано четкое определение, что считать «социальным предпринимательством», и обозначены меры государственной поддержки отрасли. Об этом говорили участники пресс-конференции в Торгово-промышленной палате РФ, посвященной Международному дню социального бизнеса.
Понятие «социальное предпринимательство» для нашей страны молодое: только в мае прошлого года при Торгово-промышленной палате появился Координационный совет по развитию социальной сферы. Тем не менее само явление набирает обороты. Уже 28 июня Россия впервые присоединится к 20 другим странам, отмечающим Международный день социального бизнеса.
— Вокруг масса проблем, которые трудно поддаются решению чисто коммерческим сектором: безработица, борьба с бедностью, наркоманией, развитие молодежи, — считает один из инициаторов праздника в РФ — президент Российского микрофинансового центра Михаил Мамута. — Социальное предпринимательство может заполнить нишу между классическим бизнесом и благотворительностью. Яркий пример — создание фондов социального бизнеса в моногородах: местное население само предлагает проекты по улучшению жизни, а фонды при градообразующих предприятиях их финансируют. У нас есть пилотный проект в поселке Линёво Новосибирской области: компания «Энергопром» создала фонд для инвестиций в проекты по развитию медицинских услуг, использованию пустующих зданий и территорий — то, с чем в регионе трудности, — и выдает долгосрочные займы под 4–5 процентов. Кроме того, предприниматели могут получить нужные консультации.
Подобных взглядов придерживается и директор Департамента развития малого и среднего предпринимательства Минэкономразвития РФ Наталья Ларионова. По ее словам, именно МСП позволяет насытить наш быт, сделать его комфортнее в мелочах, которые не всегда удается предусмотреть на федеральном уровне. Тем более важны социально ориентированные частные проекты (например, парикмахерская для немых людей). Государство готово финансово поддерживать таких предпринимателей через субсидии. Кроме того, появляются специальные образовательные программы в вузах (уже есть в Москве, Питере, Омске). При участии Агентства стратегических инициатив (АСИ) открываются центры социальных инноваций, призванные распространять удачный опыт по стране.
Заместитель руководителя Департамента науки, промышленной политики и предпринимательства Москвы Дмитрий Князев подтвердил, что в столице центр инноваций в социальной сфере начнет работу в течение этого года. Пока же проводится масштабное исследование, чтобы оценить уже действующие проекты и понять, какие злободневные вопросы и как могут быть решены благодаря бизнесу.
Безусловно, один из ключевых моментов для самих предпринимателей — получить внятный статус с точки зрения законодательства. Сейчас при поддержке Торгово-промышленной палаты РФ экспертами готовятся соответствующие поправки в закон №209-ФЗ, а к осени предложение поступит в ГД. «Социальный бизнес — это предприятие, которое работает без убытка, но доход направляет на четкие, измеряемые социальные цели: снизить безработицу в городе на 1%, или организовать три детсада, или трудоустроить наркозависимых», — поясняет свое видение Михаил Мамута. Сила социального бизнеса по сравнению с благотворительностью — в том, что это «самовосполняемый инструмент», самоокупаемое дело, то есть полезная работа не прекратится из-за внезапного прекращения пожертвований. Предприниматель смотрит на проблемы иначе, чем многие благотворители, и склонен помогать удочкой, а не рыбой.
* * *
— Еще несколько лет назад, когда мы решили проводить конкурс проектов социального бизнеса, выбирать было просто не из чего, — вспоминает Наталия Зверева, директор фонда региональных социальных программ «Наше будущее», учрежденного Вагитом Алекперовым в 2007 году. — Сегодня заявок хватает: от создателей частных детских центров, медицинской сферы; есть проекты по экологии и спорту». В 2013 году на конкурс поступило почти 160 предложений из 44 регионов РФ. Первое место завоевала Наталья Никитина с проектами по возрождению Коломны, включая восстановленное производство коломенской пастилы. Второе и третье места также достались женщинам, предложившим бороться с нехваткой детских садов силами бизнеса.
— Среднестатистический гражданин очень любит на кого-то пенять — от соседа по лестничной клетке до президента, но есть люди, которые не жалуются, а гордятся тем, что живут в России и стараются сделать жизнь здесь лучше, — уверен руководитель Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «Опора России» Александр Бречалов. — Недавно на конференции в Суздале я услышал о таких проектах, что ночь не мог спать: люди с инвалидностью — незрячие, без конечностей — не хотят мириться с судьбой, открывают небольшие производства. Два года назад я познакомился с Романом Бобылевым: диагноз — ДЦП. Он создал предприятие «Липецкая лоза», где с ним работают еще 12 человек с ограничениями по здоровью. Сначала занимались бизнесом на дому, мы добились для них поддержки у губернатора, теперь фирма получила производственные площади. День социального бизнеса должен поменять атмосферу в обществе. Сейчас мы запускаем спецпроект финансовой поддержки с кредитной ставкой менее 9% годовых.
В свою очередь директор направления «Социальные проекты» АСИ Владимир Яблонский особо подчеркнул широкие возможности предпринимателей в секторе дошкольного образования и детского отдыха.
— За последние полтора года мы обеспечили тиражирование частных моделей детских садов в 30 регионах. Так, лишь в Красноярске за счет надомных детсадов дополнительно было открыто 5 тысяч мест, — сказал он. — Возникновение конкуренции в этой сфере повысило бы качество услуг, к тому же цены в частных садиках могут быть сопоставимыми с госсектором. Объем рынка всех социальных услуг для бизнеса до 2020 года может составить 15 трлн рублей, при этом отрасль способна давать до 2% ВВП. К осени по поручению президента мы должны создать «дорожную карту» по расширению доступа негосударственных организаций к предоставлению услуг в госсектор и обозначить условия, необходимые для роста частных инициатив в социальной сфере.
Уже во время Международного экономического форума в Петербурге Яблонский снова вернулся к теме частных услуг в дошкольном образовании:
— У нас гигантская очередь в детские сады, мы строим, вкладываем десятки миллиардов рублей в год — около миллиона стоит создание одного места в детском саду, в то время как в негосударственном секторе это в 10–20 раз дешевле. По стране десятки тысяч мест в негосударственных детских садах, которые просто нелегальны. Мы считаем одним из приоритетов поддержку негосударственного сектора. На федеральном уровне мы должны легализовать систему нянь и гувернеров — это сотни тысяч рабочих мест, которые мы можем вывести из тени, сделать качественными, — сказал Владимир Яблонский.
Источник: Московский Комсомолец № 26262 от 24 июня 2013 г.
Автор: Ирина Петрова
фото: Геннадий Черкасов
Дата публикации: 23 июня 2013
#международный день социального бизнеса #socialbusinessday1449 161