Юнус в гостях у малазийцев
Просматривая новостные порталы о социальном предпринимательстве и социальном бизнесе, можно удивиться количеству объявлений, анонсирующих проведение форумов, саммитов, встреч на высшем уровне, посвященных важнейшим социальным проблемам. Мероприятия такого рода проходят еженедельно в различных уголках планеты и отличаются как масштабом проведения, так и степенью значимости. Среди этого многообразия есть те мероприятия, которые задают тон и формируют так называемую повестку дня. К их числу относятся Всемирный экономический форум, где в прошлом году значительно расширился блок сессий, посвященных социальным проблемам, форум Сколла, отметивший в этом году десятилетний юбилей, и, конечно же, Международный Саммит Социального Бизнеса, прошедший в ноябре.
Многие сходятся во мнении, что инициатива нобелевского лауреата, отца микрокредитования профессора Мухаммада Юнуса – самое масштабное мероприятие в мире по социальному бизнесу. Как бы там ни было, Global Social Business Summit провели с успехом в пятый раз и впервые – за пределами Европы. В этом году гостей саммита ждали в Куала-Лумпуре, местом проведения был выбран деловой центр KL Convention Center, откуда открывается замечательный вид на знаменитые башни Петронас, самую узнаваемую достопримечательность малайзийской столицы. Свыше 600 представителей бизнеса, политической элиты и академических кругов прилетели на ежегодный сбор всех глобальных социальных бизнес-инициатив в рамках одного мероприятия.
Если утверждение о том, что постоянство является признаком мастерства, верно, то организаторам саммита удалось сильно преуспеть. Global Social Business Summit – это по-прежнему индивидуальный подход к участникам – различным целевым аудиториям, которым на выбор предлагаются самые различные по темам сессии, это конференции, очень живые и эмоциональные, это также и обсуждение политики и бизнеса на высоком уровне, интерактивные панели, творческие сессии, нацеленные на поиск партнеров и всевозможные формы сотрудничества. Это уникальная возможность пообщаться с коллегами и получить углубленные знания в сфере социального бизнеса. Миссия мероприятия также неизменна – повышение уровня известности социального бизнеса в мире, поиск решения важнейших социальных задач в рамках оживленных дискуссий, создание долгосрочных профессиональных союзов.
Как и в предыдущие годы, саммит предваряла встреча Young Challengers, прошедшая за день до официального открытия мероприятия. Молодые лидеры, преимущественно малайзийцы и индонезийцы, получили возможность обсудить концепцию социальной бизнес-сети, поделиться собственными идеями для стартапов, поучаствовать в многочисленных семинарах и интерактивных сессиях. В этом году встрече предшествовал конкурс, организованный малайзийским и индонезийским филиалами международной образовательной организации British Council, – двое счастливчиков-победителей, предложивших наиболее оригинальные идеи в сфере социального бизнеса, получили возможность поучаствовать в остальных сессиях саммита. Темой конкурса стала проблема трудоустройства среди молодежи. Британский Совет оказал спонсорскую поддержку в размере 430 евро – такова цена для молодых за возможность поучаствовать во всех конференциях Global Social Business Summit 2013. Тех, кто проходил по критериям отбора, в том числе возрастным (моложе 25 лет), ждала встреча с креативным советником Творческой лаборатории Грамин в Германии и соорганизатором саммита Хансом Райтцом. Соратник Мухаммада Юнуса ограничился короткой презентацией, посвященной концепции социального бизнеса, рассказал об основных принципах работы Grameen Bank и Grameen Danone, после чего перешел к ответам на вопросы, заранее подготовленные молодыми участниками. Вполне предсказуемо самым актуальным стал вопрос о том, как убедить инвесторов вложить средства в новое предприятие. Райтц посоветовал «фокусировать внимание на социальном воздействии, которое оказывает компания на общество, и поменьше думать о деньгах». Позже он добавил, что вопросы «ведения предпринимательской активности, подобно заботе о ребенке, первые 3 года самые сложные».
Темой первого пленарного заседания саммита стало «Состояние искусства социального бизнеса: развитие и внедрение социальных практик по всему миру». Роль модераторов встречи взяли на себя Ханс Райтц и генеральный директор трастового фонда myHarapan госпожа Нурфарини Дэнг. Организация, возглавляемая Нурфарини, помогает молодым малайзийцам реализовывать проекты, направленные на сплочение нации. Возвращаясь к теме заседания, стоит отметить видеообращение сэра Ричарда Брэнсона. Эпатажный миллиардер, владелец корпорации Virgin, рассказал о том, как усилиями социальных бизнес-организаций осуществляется восстановление лесных массивов на Гаити, пострадавших в результате землетрясения 2012 года.
Темами других сессий стали использование социальных медиа, в частности проведение удачных кампаний в сети, а также поиск альтернативных источников финансирования. По итогам встречи наиболее эффективными были признаны краудфандинг, облигации социального воздействия (social impact bonds) и ресурсы социальных фондовых бирж (social stock exchange). В целом выводы отражают общемировые тенденции в социальной сфере, в первую очередь отказ от грантов в пользу собственных доходов и финансирования по принципу взаимовыручки. Представители академических кругов в этот же день обсуждали необходимость разработки новых учебных материалов по ведению социального бизнеса, соответствующих современным требованиям. В последние годы социальное предпринимательство и социальный бизнес стали частью учебных программ многих вузов. Будучи новыми предпринимательскими практиками, они требуют особого подхода, отличного от классического преподавания. Завершило первый день саммита еще одно видеообращение, на этот раз от основателя «Википедии» Джимми Уэйлса. Американский интернет-предприниматель, идеолог концепции вики, в своей речи призвал к более тесному сотрудничеству между социальными предприятиями и различными медиаресурсами.
Присутствовавшие журналисты не могли не отметить энергичность и заразительный оптимизм Мухаммада Юнуса, которому исполнилось уже 73. И хотя выступление профессора в основном свелось к подведению итогов первого дня саммита и не содержало каких-либо откровений, электронная версия индонезийского издания The Jakarta Globe посвятила речи Юнуса целую статью, озаглавленную «Сияние и вдохновение от Мухаммада Юнуса на Международном Саммите Социального Бизнеса в Малайзии». Впрочем, профессор Юнус удостоился комплиментов не только от журналистов, но и от премьер-министра Малайзии Наджиба Тун Разак. Помимо похвалы в адрес организаторов саммита политик заверил присутствующих в заинтересованности малайзийского правительства в поддержке социальных проектов и инициатив. Глава правительства объявил о создании фонда поддержки с бюджетом 20 миллионов ринггитов (около 600 тысяч долларов). Главной же темой этого дня стало обсуждение вопроса оценки социального воздействия, пожалуй, самой актуальной темы для сектора СП в западных странах. К сожалению, к единому мнению участникам дискуссии прийти так и не удалось, вопросов по-прежнему больше, чем ответов. Единственным выводом стала необходимость проведения специальной экспертизы, основанной как на качественной, так и на количественной оценке работы социальных предприятий. Не исключено, что в будущем такого рода экспертные услуги социальные организации будут оказывать друг другу.
Автор: Григорий Лобжанидзе
Дата публикации: 24 декабря 2013
#саммит социального бизнеса #юнус1029 10