Семинар по социальному предпринимательству поставил перед исследователями новые вопросы
Социальное предпринимательство (СП) – чрезвычайно популярное в западном мире явление. Но какая судьба ждет его в нашей стране? Есть ли у него здесь перспективы? Эти вопросы обсуждали 1 июля в Высшей школе экономике участники семинара, посвященного социальному предпринимательству. С докладом «Обзор опыта и концепций социального предпринимательства с учетом возможностей его применения в современной России» выступила заместитель директора Института управления социальными процессами ГУ-ВШЭ Александра Московская, дискуссантом – директор Российского микрофинансового центра Михаил Мамута.
В мире сложился класс предприятий, которые, будучи ни коммерческими, ни некоммерческими, обладают признаками и тех, и других. На Западе социальное предпринимательство возникло как ответ на кризис некоммерческого сектора, причинами которого явились исчерпание ресурсов государства и понижение эффективности его социальной работы. Постепенно в некоммерческий сектор начал приходить бизнес, и выяснилось, что он действует гораздо эффективнее государства. Российские некоммерческие предприятия тоже пребывают в кризисе, хотя он и вызван другими, нежели за рубежом, причинами. В ходе семинара разгорелась дискуссия относительно того, можно ли перенести зарубежный опыт на российскую почву.
Некоторые зарубежные исследователи определяют социальное предпринимательство как коммерческое предприятие социальной направленности. В России признаками СП предлагают считать: а) феномен самоорганизации; б) достижение социальных целей; с) согласие на низкие прибыли. Страна наша очень велика. Во многих регионах рынок труда развит плохо, наблюдается переизбыток рабочей силы и низкая миграционная активность. Все это вынуждает людей согласиться на низкие заработки. Что очень важно, и бизнес готов делегировать свои социальные программы проверенным местным сообществам. Все это дает основание думать, что СП имеет ресурсы для развития в российских регионах.
Оживленная дискуссия, развернувшаяся при попытке идентифицировать социальное предпринимательство и дать ему четкое определение, показала, что это новое явление вносит путаницу в головы специалистов – экономистов и социологов. Многим непонятно, что же такое социальное предпринимательство и чем оно принципиально отличается от обычной некоммерческой деятельности. Опираясь на то, что СП имеет своей главной целью выполнение некой социальной миссии, под социальным предпринимательством предлагают считать и Высшую школу экономики, и Московский институт теплотехники, и Арзамас-16, и поселки староверов, и обычные пункты по приему металлолома, и даже мафию…
Важным шагом для идентификации отечественного СП должен стать анализ российских практик социального предпринимательства и попытка их классификации. Задача практиков и научного сообщества – внедрить в умы государственных деятелей представление о СП как о возможности оживить и качественно изменить социальную сферу. СП может быть инструментом развития социальной политики «снизу».
Открытым для исследователей остается и такой вопрос: СП – это новый тип бизнеса или переходная его модель, ценная тем, что способна вбросить на рынок новую, пассионарную рабочую силу, способную конкурировать с гигантами, не всегда эффективными? Доклад А. Московской «Обзор опыта и концепций социального предпринимательства с учетом возможностей его применения в современной России» опубликован на сайте Высшей школы экономики: http://d1.hse.ru/data/502/962/1236/report.pdf.
Дата публикации: 1 июля 2008
774 127