Теория СП без практики невнятна, - Александра Московская
В 2009 году было проведено изучение деятельности организаций социального предпринимательства с целью выявить отличительные особенности СП. Исследование "Практика социального предпринимательства в России" проводилось под руководством заместителя директора Института управления социальными процессами Государственного университета – Высшей школы экономики (ГУ ВШЭ) Александры Московской при поддержке «Оксфам» (Великобритания) и «Российского микрофинансового центра».
На конференции выступили президент РМЦ Михаил Мамута, проректор ГУ-ВШЭ, директор Института управления социальными процессами ГУ – ВШЭ Татьяна Четвернина и Елена Феоктистова, руководитель Центра корпоративной и социальной ответственности и нефинансовой отчетности РСПП. По телемосту из Лондона на связь с аудиторией вышел Брук Горовиц, исполнительный директор Международного форума лидеров бизнеса IBLF по России (содействует молодежному предпринимательству, а также ответственному ведению бизнеса с целью стабильного социально-экономического развития России).
Александра Московская рассказала участникам конференции о подробностях исследования. Так, по ее словам, были изучены модели социального предпринимательства на примере 10 проектов. Для этого были проведены интервью – с руководителями организаций, а также сотрудниками, партнерами и даже клиентами исследуемых компаний. Использовался метод случайного выбора организаций – так называемый, метод «снежного кома». Поиск происходил по трем направлениям – в поле зрения попали компании из базы данных российских некоммерческих организаций, с портала Соцполитика.ру, а также участники ежегодного конкурса, проводимого Фондом региональных социальных программ «Наше будущее».
Более подробно в своем выступлении Александра Московская рассказала о трех кейсах. В центре кейсов – их основатели, за каждым проектом – личная история руководителя, послужившая сильной мотивацией для создания социального предприятия. 1. Социальный предприниматель – педагог, всю жизнь посвятивший работе с детьми и создавший не один социальный проект для поддержки детей в сложной жизненной ситуации, создал школу для обучения выпускников детских домов ведению сельского хозяйства и подготовики молодых предпринимателей (глав крестьянско-фермерских хозяйств). Помимо реабилитации детей-сирот, это проект также решает проблему развития села, высокой миграции молодежи в город. 2. Основатель музея игрушки, который после смерти отца решил не выбрасывать его коллекцию игрушек, а создать небольшой музей для знакомства школьников с ремеслами разных регионов России с целью привить им искусствоведческий вкус. 3. Владелица маленькой конюшни, создавшая центр иппотерапии для лечения детей-инвалидов (бесплатно - за счет продажи жеребят). Все эти модели являются социально-предпринимательскими, так как помимо строгой социальной составляющей, направленной на помощь той или иной группе людей и решение социальной проблемы, они - финансово устойчивы и не зависят от внешних дотаций. Они используют инновационную технологию или комбинацию ресурсов, а также имеют потенциал к тиражированию в других российских регионах со схожими проблемами.
Брук Горовиц подчеркнул, в свою очередь, что социально-предпринимательские проекты могут и должны быть коммерческими. Однако это не означает, согласились участники встречи, что социальные предприниматели должны играть на рынке по общим правилам. СП - деятельность малоприбыльная и нуждается в разного рода поддержке.
Елена Феоктистова отметила: «Главная проблема в том, что социальное предпринимательство не формализовано в России, но это отнюдь не означает, что его нет». Государство должно оказать социальным предпринимателям налоговую поддержку, институционализировать само понятие СП, ввести госзаказ для социально-предпринимательских организаций, считает она. Бизнес также должен поддержать социальных предпринимателей. Но для этого необходимо выработать критерии, по которым можно идентифицировать СП-организации. «Пусть даже эти критерии будут подвижными, неоднозначными – то есть зависеть от условий, в которых развивается социальное предприятие», - заключила Феоктистова.
Участники встречи сошлись во мнении, что первый этап - знакомства общества с социальным предпринимательством - пройден, и в стране появляется все больше новых имен социальных предпринимателей. Именно они - руководители с сильной мотивацией и желанием изменить общество, помочь решить социальную проблему и создающие устойчивые предприятия для благосостояния будущих поколений - всегда в центре социально-предпринимательских организаций. От них исходит импульс перемен, вдохновляющий и заражающий энтузиазмом окружающих.
Татьяна Четвернина отметила, что все больше студентов ГУ-ВШЭ интересуются социальным предпринимательством, поэтому вскоре в вузе возможно появится обучающий курс по социальному предпринимательству.
В продолжение исследования, проведенного под руководством Александры Московской, академичское сообщество считает необходимым и дальше проводить углубленные исследования в области социального предпринимательства с целью выработки национальных отличительных особенностей СП-проектов. Эти критерии должны помочь всем заинтересованным сторонам более точно и безошибочно идентифицировать новый бизнес с новым уровнем мышления.
Дата публикации: 21 октября 2010
#исследование моделей социального предпринимательства846 97