Мамаход: как соцпредприниматель из Питера придумала экскурсии для мам
Мамам в декрете важно не ограничивать себя заботами о ребёнке и доме, а выходить в свет, узнавать историю и культуру своего города. Об этом шесть лет назад всерьёз задумалась Екатерина Зайцева и создала проект «Мамаход». Сначала на экскурсии стали ходить жительницы Санкт-Петербурга, потом – Москвы. В 2023 году уникальная инициатива социального предпринимателя победила в конкурсе Фонда «Наше будущее» #Яменяюмир. Мы попросили Екатерину рассказать читателям портала «Новый бизнес», как всё начиналось, чем проект жил эти годы и что в ближайших планах.
– Екатерина, расскажите, чем занимались до того, как стали предпринимателем и придумали проект «Мамаход»?
– После учёбы я работала по специальности: в маркетинге, продвижении и рекламе. К моменту переезда в Санкт-Петербург в 2012 году у меня был хороший опыт управления рекламными коммуникациями в международном холдинге. Почти сразу решила создать собственное маркетинговое агентство. Заниматься продвижением нравилось, но потом я стала мамой, и приоритеты изменились. Захотелось обратиться к себе, своим истинным желаниям и создать бизнес по душе. Сразу определила, что мне важна общественная составляющая, например связь с семейными ценностями. Я начала искать варианты.
Тогда я знакомилась с Санкт-Петербургом, ведь жила здесь недавно: изучала город, его историю, архитектуру как турист. Мне было важно узнать и полюбить город и создать некое сообщество неравнодушных мам, которым будет интересно такое активное исследование – с малышом в коляске. Я знала, что за границей гиды продвигают этот формат экскурсий, но в России на тот момент не было подобного движения.
И название «Мамаход» родилось само собой: оно как бы говорит, что мамы ходят, гуляют. Поискала в интернете – оказалось, что это доменное имя свободно. Зарегистрировала и начала искать гида. В целевых группах рассказала об идее. Откликнулась лицензированный гид Марина Егорова, которая стала автором всех пеших маршрутов по Санкт-Петербургу. Она и сейчас работает со мной.
– Сколько прошло времени от идеи до реализации? Как собирали команду?
– Понадобилось около двух месяцев, чтобы начать работать. Я делала то, что люблю. Вместе с Мариной прошла первые маршруты и сняла видео, чтобы привлечь потенциальных клиентов. Группу на первую экскурсию я набрала за неделю – пришло 10 мам и 1 малыш. А сейчас у нас 30 000 подписчиков в разных городах.
На старте, к счастью, не было особых трудностей. Моя энергия, запал и самоподдержка помогали проекту. Если вдруг на экскурсию набиралось мало людей, я быстро находила маркетинговые инструменты, чтобы вызвать интерес к теме, маршруту. Продвигала через мам – лидеров мнений. Про нас рассказывали СМИ, так как аналогов не было, помогало и сарафанное радио.
В основном мы работаем с местными городскими сообществами мам в соцсетях. Собираем заинтересованных подписчиков. Мы даём советы, поддержку, публикуем актуальную информацию, активно делаем партнёрские коллаборации.
При масштабировании пришлось решать новые задачи: управлять командой, привлекать волонтёров, выстраивать бизнес-процессы.
Коллектив социального предприятия «Мамахода» небольшой. Это в основном мамы с детьми. SMM-менеджера и администратора я нашла быстро – написала о вакансии в соцсети. Есть волонтёры, которые хотят делать вклад в проект, фотографы, гиды, искусствоведы. Получается, что мы становимся площадкой для профессионального роста мам, которые помогали «Мамаходу». Я пишу рекомендательные письма, если кто-то хочет развиваться дальше.
Постепенно пришлось учиться делегировать обязанности, тем более что родился второй ребёнок. Мне важно, чтобы новые члены команды хранили миссию, ценности, которые заложила я. Например, дежурная на экскурсии создаёт атмосферу заботы, особого отношения к мамам с малышами. Это же транслируем и через маркетинг.
– Как удаётся совмещать работу и семью?
– Поначалу всё получалось легко, ведь я приходила на работу с семьёй. Дочка была со мной, потом помогала придумывать маршруты, ходила на экскурсии. В какой-то момент больше внимания пришлось уделять работе, и этот перекос и меня, и мою семью не устраивал. Однако такой режим оказался полезен, чтобы прокачать важные навыки: целеустремлённость, креативность, понимание, как совмещать роль мамы, жены и предпринимателя. Я благодарна проекту, который помог сбалансировать разные стороны жизни.
– Сколько маршрутов предлагает «Мамаход»?
– В начале было порядка 50 маршрутов по Санкт-Петербургу. Потом выделили самые интересные и сузили предложение. У нас есть несколько базовых визитных карточек – экскурсий, на которые хотят пойти местные мамы. Сейчас в течение всего года есть 20–30 маршрутов в Москве и Санкт-Петербурге, на которые ежегодно приходят около 1 000 мам, конечно же, с малышами. Кстати, будем рады, если активные мамы из других городов обратятся с идеей организовать такой же проект – готовы делиться наработками.
Кроме традиционных экскурсий, у нас есть авторские путешествия выходного дня, поездки в другие города, экскурсии для детей и походы в музеи. Для самореализации мам проводим арт-бранчи с лекциями, мастер-классы.
– Проект успешно развивается – расскажите, пожалуйста, о его победах за годы работы.
– Действительно, за «Мамаход» меня дважды признавали лучшим социальным предпринимателем Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Также проект дважды был финалистом федерального конкурса «Мастера гостеприимства».
Ещё у меня была идея объединить на карте места, которые адаптированы для посещения семей с детьми. Я защищала её в «Сколково» и надеюсь, что получится реализовать.
Сейчас я сосредоточена на социальном консалтинге – обучаю и консультирую бизнесы, которые развивают социальную составляющую и планируют создать социальное предприятие. Помогаю женским проектам: рассказываю, как монетизировать идею или создать активное комьюнити любого направления, которое меняет жизнь в городе к лучшему. Мне очень нравится мотивировать людей.
– Вы входите в Реестр социальных предпринимателей?
– Да, это очень важная поддержка от государства таких инициатив, как у меня. На момент вступления в Реестр проект получил грант на условиях софинансирования. Благодаря статусу, могу консультироваться по разным бизнес-вопросам бесплатно, платить налоги по сниженной ставке. Также есть возможность бесплатно публиковать вакансии при подборе персонала.
– Как узнали о премии «Я меняю мир»?
– О проекте рассказала участница, которая помогала нам, когда жила в Москве. Когда-то она прошла мой курс «Мамаход-профи», чтобы развивать экскурсионный направление для мам в Нижнем Новгороде.
Я очень рада её инициативе, так как мои ценности масштабируются, их начинают транслировать новые люди, и проект перестаёт замыкаться только на мне. Уже есть женщины-лидеры, которые работают в Санкт-Петербурге и Москве. Те, кто помогает завоёвывать гранты, рассказывает о «Мамаходе» широкому кругу лиц, – и идея живёт.
Победа показывает, что социальных предпринимателей замечают и поддерживают грантами, продвижением. Это очень нужно для доброго бизнеса. Я снова и снова понимаю, что в своё время выбрала верный путь.
Фото предоставила Екатерина Зайцева.
Автор: Юлия Кожева
Дата публикации: 22 декабря 2023
#социальное предпринимательство #женское предпринимательство #я меняю мир #фонд наше будущее2078 4