Здесь выращивают гениев
Калининградская "Академия гениев" стала лучшим инклюзивным проектом России в сфере дополнительного образования в 2019 году. Это почти Хогвардс, куда мечтают попасть мальчишки и девчонки, только в этой академии учат не размахивать волшебной палочкой, а электронике и основам программирования. Здесь готовят не магов, а людей будущего. Компании по франшизе "Академии" открываются не только в разных регионах России, но и в Европе.
Экосреда для "академиков"
"Академия гениев" очень молодой проект – ему всего-то четыре года. Его автор, калининградская предпринимательница Юлия Таранова, занимается бизнесом и информационными технологиями давно. В 1996 году она основала компанию, связанную с программным обеспечением 1С.
Но постоянно вставал вопрос о квалифицированных кадрах, людях, знающих современные технологии, умеющих принимать решения и не боящихся работать, да и просто о воспитании тех, кто завтра примет у нас, взрослых, этот мир, – так и родился проект "Академия гениев".
Это не просто кружок, где собирают лего-роботов, а целая экосреда инженерно-технического творчества для развития потенциала ребенка и подготовки его к профессиям будущего.
Робототехника, программирование, электроника, квадрокоптеры – здесь есть все, что касается получения нужных навыков и выращивания классных специалистов.
Возраст "академиков" от 5 до 18 лет. Учатся здесь и дети с ограниченными возможностями здоровья. Причем они занимаются бесплатно.
При создании проекта Юлия исходила из того, что каждый ребенок гениален. А все, что для этого нужно,– лишь создать условия для раскрытия потенциала юного таланта.
В "Академии" три направления: электроника, робототехника и программирование. В каждом направлении есть курсы, подобранные по возрасту ребенка. А специальный интеллектуальный калкулятор на сайте рассчитает, какой курс будет интереснее для юного таланта.
Например, для мальчика 12 лет есть возможность пройти курс по электронике, где ребята изучают физику и собирают разные устройства. Или курс программирования, в том числе мобильного. А на каникулах он может попасть в "Весеннюю школу в Академии гениев", где, например этой весной, каждый день будет узнавать что-то новое про историю Великой Отечественной войны, создавать машины победы или разработает компьютерное сражение. И это еще не все курсы!
Система развития – многоуровневая, каждый курс состоит из модулей. В конце каждого модуля ученики показывают то, чему они научились за это время: представляют и защищают собственные проекты. Детский клуб, где все по-взрослому.
"Ночной дожор": что бывает, когда дети остаются без гаджетов
Но здесь считают, что мало раз в неделю приходить на занятия в центр – для развития творческой инженерной личности нужно большее. Поэтому, кроме обучения,"Академия" проводит крутые досуговые мероприятия.
"У нас есть хакатоны KDHack для старших школьников, которые мы проводим в рамках инженерно-технического фестиваля "Цифровое будущее России". Хакатоны по робототехнике и программированию направлены на решение не абстрактных, а конкретных прикладных задач бизнеса, – говорит руководитель проекта. – Мы действительно собираем ребят на 36 часов, даем реальную задачу и оставляем их для ее решения. Например, у нашей научной библиотеки была проблема – им нужно было понять, что дети читают, и как-то это систематизировать. В результате ребята создали мобильное приложение, которое позволяет все это отслеживать. Или решали проблему сбора мусора городскими службами – разработали роботизированный комплекс сбора и сортировки мусора с системой мониторинга".
В рамках фестиваля "Цифровое будущее России", соорганизатором которого является "Академия", проходит и выставка инженерно-технического творчества. На нее приезжают кулибины со всей страны. Самой маленькой участнице было 4 года. Она придумала раскрашивать контейнеры для раздельного сбора мусора в текстуру того мусора, для которого он предназначен – бумага, стекло, пластик и т. д. Это поможет избежать путаницы тем людям, которые только привыкают к раздельному сбору.
Еще в рамках фестиваля проходит международный инклюзивный турнир по робототехнике "Янтарный Робот", в котором принимают участие дети от 5 до 16 лет, в том числе и ребята с ОВЗ.
Вообще фестиваль – самое масштабное инженерно-техническое мероприятие в области, интерес колоссальный и с каждым годом растет. Если в первом мероприятии в 2017 году участвовало 1500 человек, то на последний фестиваль научно-технического творчества собралось более 4000 человек. А 11 октября 2020 года ожидается более 5000 участников.
"Есть у нас очень крутые "слеты без гаджетов". Да-да, мы отнимаем все телефоны и планшеты и оставляем их без интернета. Ох и ломка у некоторых начинается от сетевой зависимости! Но днем у них есть волейбол, стрельба из лука, решение задач и турнир по шахматам. А ночью… мы учим их готовить. Настоящий плов, картошку или шаверму, которую ребята безумно любят. Дети прозвали такие посиделки "ночной дожор". Думаете, им не нравится без интернета? Да они записываются на этот слет заранее – за 365 дней. Мы развиваем не только их ум, но и фантазию, и эмоциональный интеллект, и коммуникации. Потому что человеку будущего будет важно и то, и другое", – рассказывает Юлия Таранова.
Еще в "Академии" проходят инклюзивные соревнования по робототехнике "Роб-ИТ-баттл", разные проектные смены со своей тематикой, вместе с партнерами проводят техноквесты и многое-многое другое.
Рост по формуле
"Академия гениев" начиналась с 20 учащихся, сейчас их больше 300. Конечно, в бизнесе не бывает легко. Нужны были новые решения, идеи, подходы. И здесь помогла акселерационная программа "Формула роста", которую организовал Фонд региональных социальных программ "Наше будущее". Акселератор прошел уже в трех городах, но именно Калининград в 2018-м был первым местом проведения.
На протяжении 9 месяцев социальные предприниматели Калининграда прорабатывали свои проекты на интерактивных семинарах, консультировались с профильными экспертами, общались с персональными наставниками, обменивались опытом друг с другом в рамках специальных нетворкинговых мероприятий. Положительный итог был у всех компаний участников, а что касается Юлии Тарановой, то за время участия в "Формуле роста" оборот ее компании увеличился на 27%, число посещающих занятия ребят выросло на 22%.
За время обучения Юлия выстроила концепцию по продажам франшиз и в последние месяцы начала ее внедрять. Если в начале программы было 5франчайзи, то в конце – больше 20."Чем больше будет городов, в которых есть "Академия", тем выше у нас шанс вырастить новое правильное поколение, – считает Юлия Таранова.– На акселераторе мы обменивались опытом, увидели себя со стороны, свои слабые и сильные стороны – это было важно. А после него все так завертелось. Мы продали две франшизы в Европе – Испании и Германии. Потом выиграли в конкурсе, став лучшим социальным проектом России в сфере дополнительного образования. Награду мы получили за проект "Непрерывное инклюзивное обучение робототехнике и программированию от 5 до 18 лет". Это невероятный прорыв".
Технологии будущего должны быть в хороших руках
Еще во время акселератора в "Академии" появилось две группы для слабослышащих детей. Сегодня здесь учатся 40 детей с ОВЗ.
Людям с ОВЗ трудно найти работу. Кто-то из работодателей боится их брать, кто-то не понимает, а часто у них просто нет образования. В "Академии" они могут в игровой форме освоить программирование и получить начальные знания о разработке программного обеспечения. У ребят сохранный интеллект, они очень умные и старательные, и кто знает, вдруг именно в этой сфере они смогут найти себе работу. Ведь для заказчика, который может жить в другом конце мира, неважно, как слышит и выглядит программист. Им не обязательно жить на пособия, есть возможности реализовать себя – и "Академия" дает этот шанс.
"Уже сейчас проблема квалифицированных кадров становится все острее. И она будет расти. Мы не занимаемся профориентацией, не готовим детей на определенную специальность, не все они будут программистами, но мы даем им навыки, которые им будут необходимы в будущем. Мир ждет совсем другой уровень автоматизации, другие профессии, связанные с обработкой большого объема данных, жизнь будет совсем иной – и готовить их к этому нужно уже сейчас, – говорит Юлия Таранова. – А еще важно, чтобы наши дети стали хорошими людьми, умеющими думать, мечтать, фантазировать. Ведь технологии будущего должны быть в хороших руках".
Фото предоставлено «Академией гениев»
Автор: Наталия Гладкая
Дата публикации: 2 марта 2020
#инклюзивное образование #калининград #дополнительное образование #формула роста1318 9