Искусство, дающее крышу над головой
В компании Art Without a Roof бездомные художники превращаются в дизайнеров модных футболок. Всего за несколько месяцев своего существования она уже успела оказать влияние на жизнь обитателей улиц Сан-Диего и воплотить в жизнь не одну мечту.
Все началось, когда восьмилетнего Мэтью Уэйна родители взяли с собой на выставку в художественной галерее в Сан-Диего. Там выставлялись молодые бездомные художники. В живописи Мэтью не слишком разбирался, но один рисунок поразил его: автора тоже звали Мэтью. Это совпадение зацепило маленького Уэйна: как же так, где-то живет такой же мальчик, как он, быть может, чуть постарше, но у него совсем другая жизнь. У Мэтью-художника нет тех же преимуществ, что у Мэтью-зрителя, у него вообще ничего нет, даже дома.
Ткань изменений
Прошло 15 лет, наш герой повзрослел и начал действовать. С двумя однокурсниками по университету в Сан-Диего Уэйн основал компанию Art Without a Roof («Искусство без крыши»). Это — социальное предприятие, которое помогает художникам, попавшим в трудную жизненную ситуацию. Их рисунки появляются на одежде и сувенирах, которые идут на продажу. Слоган компании говорит сам за себя: «Ткань изменений».
Цель Art Without a Roof — улучшать жизнь социально незащищенных слоев населения путем поддержки художников из их среды, а также арт-терапевтических программ. Сегодня в фокусе их внимания — бездомные. Для справки: в Сан-Диего на улице проживает около 20 тысяч человек.
Art Without a Roof сотрудничает с художницей Иносенте (Inocente), ставшей знаменитостью после того, как видеоролик о ней получил в 2013 году «Оскара» как лучший документальный короткометражный фильм. Иносенте на протяжении девяти лет была бездомной и посещала Monarch School.
«Когда мы с друзьями посмотрели этот фильм, то подумали: «А ведь существует масса никому не известных замечательных художников, и у каждого — своя удивительная история. Нам надо постараться сделать так, чтобы о них узнал весь мир», – говорит Уэйн.
В цифрах и фактах
Происходит все так: Art Without a Roof кооперируется с бездомным художником и графическим дизайнером. Последний превращает рисунки уличного творца в принты для разных текстильных или бумажных изделий (непременно местного производства). Любой может купить понравившуюся вещь в интернет-магазине, а вырученные деньги пойдут на борьбу с бездомностью, обеспечение долговременных изменений.
10 % от каждой проданной вещи идет на программы по терапии, реабилитации или социальной адаптации средствами изобразительного искусства для членов местного сообщества. Партнерами Art without a Roof выступают организация Monarch School и A Reason to Survive. Первая — это школа для людей с аутизмом и различными неврологическими нарушениями; она предоставляет бездомным образование. Вторая — сокращенно ARTS — представляет различные арт-терапевтические программы. 7 % от дохода идет на оплату образования художника (каждому полагается стипендия). Вдобавок к этому он получает за свою работу гонорар — от 150 до 300 долларов.
И «зеленые», и патриотичные
В конце 2014-го Art Without a Roof провела успешную кампанию на краудфандинговой платформе Kickstarter и собрала свыше 25 тысяч долларов. Параллельно с этим Мэтью Уэйн выиграл конкурс Social Innovation Challenge и получил деньги для запуска стартапа. Бизнес-инкубатор Сан-Диего в Центре инноваций Zahn предоставил необходимое руководство и консультации. Благодаря всему этому Art Without a Roof очень быстро встала на ноги.
Сейчас в штате компании шесть человек, включая генерального директора, копирайтера, дизайнера. Продукцией заинтересовались уже около тысячи покупателей. Основной товар Art Without a Roof — футболки, но скоро появятся также носки, сумочки, чехлы для айфонов.
Уэйн со товарищи уверен: мелочей в бизнесе нет. Часто компании по производству одежды сосредотачиваются либо исключительно на экологии, либо на социальных проблемах. Art Without a Roof стремится думать и о природе, и об обществе. Упаковка ее товаров сделана из экологически чистых и перерабатываемых материалов, к тому же произведена в США, а не там, где труд дешевле. Таким образом сохраняются рабочие места. «Возможно, это обходится нам дороговато, – замечает Уэйн, – но таковы наши принципы. И мы не намерены отступаться от них в будущем. Иначе наша деятельность теряет всякий смысл. Мы хотим быть компанией, которая делает добро и способствует положительным изменениям».
Art Without a Roof не собирается ограничиваться помощью только художникам в трудной ситуации. Уэйн говорит, что они будут работать со всеми художниками по всему миру, заинтересованными в позитивных общественных изменениях. Совсем недавно, в июле, их сайт заработал в полную силу, и теперь каждый желающий может предложить свои работы.
Самая большая радость для Уэйна и его соратников: они уже видят, как влияет Art Without a Roof на местное сообщество, как изменяет жизни людей, помогает им воплотить мечты в реальность. «Искусство — это дверь в новую жизнь», – говорит он.
Перевел Денис СЕМЕНОВ
Источник: mashable.com
Дата публикации: 11 августа 2015
#социальное предпринимательство #социальные инвестиции1452 30