Социальное предпринимательство: мечты и реальность
Жительница Филиппин Риз Фернандез — одна из основательниц социального предприятия Rags2Riches (R2R), главной целью которого является борьба с бедностью. Rags2Riches (примерный перевод — «от лохмотьев к богатству») объединило женщин-ремесленниц, ткущих коврики из отходов швейного производства, найденных на свалке. R2R существует уже восемь лет и процветает — с работницами из трущоб охотно имеют дело даже известные филиппинские дизайнеры. Сегодня в этом тексте Риз Фернандез обобщила свой опыт, сравнивая себя сегодняшнюю с молодой идеалисткой из 2007 года.
Так вышло, что с самого начала я была буквально очарована самим словосочетанием «социальное предпринимательство». Разумеется, я знала, что и у роз бывают шипы, но предпочитала думать только о хорошем. Этот термин объединяет в себе бизнес и решение социальных проблем. Мне ужасно понравилась перспектива зарабатывать на том, что я с удовольствием делала бы бесплатно.
Спустя 7 лет
Сегодня я не могу сказать, что обманулась в своих ожиданиях. Я по-прежнему готова работать бесплатно, я даже готова заплатить за то, чтобы все так и шло, как идет, но моя любовь к работе уже не столь романтична и головокружительна. Она стала более приземленной, спокойной, и, главное, она требует много труда.
Семь лет назад группа идеалистически настроенных молодых профессионалов основала компанию R2R (Rags2Riches). Я счастлива, что была одной из них. Мы начали с села Паятас — одного из беднейших селений на Филиппинах, известного своей близостью к огромной свалке.
Из ремесленников, в основном женщин, там постепенно выросла целая неформальная индустрия ткачей. Они использовали отходы производства (со свалки) и делали из них коврики. Со временем их маленький бизнес стал обрастать посредниками. Они контролировали как поставки ремесленникам сырья, так и допуск конечного продукта на рынок. При этом посредники нещадно эксплуатировали производителей. Почти все доходы они забирали себе, а ремесленникам выдавали гроши — 13 пенсов в день.
Мы создали R2R, которое стало дизайнерским и модным домом, не только для того, чтобы объединить ремесленников, но и для того, чтобы стать их надежным партнером. Сейчас нашему предприятию семь лет, за это время мы обучили 900 человек в сотрудничестве с лучшими дизайнерами Филиппин, а нашу продукцию можно встретить в 12 городах по всему миру. Наше социальное предприятие завоевало несколько наград и узнаваемо не только на местном рынке. Всего лишь взглянув на то, где мы были и где мы находимся сейчас, можно говорить о том, что мы сделали себя сами. Возможно, нам удалось доказать, что социальное предпринимательство может быть веселым, захватывающим и романтичным. Если бы у меня не сохранилось всех постов, электронных писем и газетных заметок, по которым видно, какой путь мы проделали, я бы, наверное, сейчас просто не поверила во всё это.
Итак, в конце 2014-го я наткнулась на свои старые интервью, которые не только позволили другими глазами взглянуть на текущее положение дел, но и обобщить полученный опыт — и социальнопредпринимательский, и просто человеческий. Мне по-прежнему очень часто, как минимум раз в день, приходят письма от молодых, полных оптимизма предпринимателей, которые хотят, чтобы я ответила на вопросы, волнующие любого стартапера. И, если честно, не на все у меня есть ответы до сих пор.
Какие выгоды получают от создания R2R ваши партнеры-ремесленники?
Ответ 2007 года: Мы предоставляем ремесленникам возможность заработка, а также даем им знания о ценообразовании, улучшаем их профессиональные навыки и учим азам ведения бизнеса.
Ответ 2015 года: На сегодняшний день все наши ремесленники чувствуют себя очень неплохо в финансовом плане. На протяжении последних лет мы пришли к выводу, что увеличение дохода вовсе не обязательно приводит к повышению качества жизни. Для того чтобы на самом деле вырвать наших работниц и их семьи из нищеты, мы наладили сотрудничество с несколькими местными организациями и вместе разработали нашу Программу качества жизни (Quality of Life Programme). Она включает в себя сберегательные планы, микрострахование, финансовую грамотность, знания о ценообразовании и развитии бизнеса.
Чему мы научились за это время: Бедность — сложная комплексная проблема, требующая серьезного подхода и сотрудничества представителей разных сфер. Социальные предприятия, берущиеся за ее решение, должны думать масштабнее, выходя за пределы местности и отрасли, в которой они непосредственно работают. Создавая R2R, мы осознавали, что, даже ставя себе цель обеспечить людей средствами к существованию, мы сможем решить лишь часть этой проблемы. Принятие этого факта позволило начать сотрудничество с другими социальными предприятиями, правительственными агентствами, корпорациями и фондами. Социальный предприниматель часто хочет решить все проблемы одним махом, однако он вынужден концентрировать свои усилия на том, что работает лучше всего. Овладение искусством сотрудничества бесценно: это часть глобального, долгоиграющего и устойчивого решения проблемы. А ведь именно к этому мы стремимся.
Какие главные проблемы стоят перед R2R сегодня?
Ответ 2007 года: Наибольшая наша проблема — построение доверительных отношений с нашими ремесленниками.
Ответ 2015 года: Финансы, оборудование, логистика, кадровая политика, масштабирование.
Чему мы научились за это время: Не поймите меня неправильно, но мы все еще работаем над доверием. На самом деле, этот процесс бесконечен. Мы с самого начала отчетливо понимали, что, не достигнув доверия, не сможем двигаться дальше. Наши ремесленники происходят из беднейших слоев общества, они перенесли много испытаний в своей жизни. Их угнетали, обманывали, ими пренебрегали, и, несмотря на все это, они стали сильными, целеустремленными и решительными. Чтобы работать в столь травмированном сообществе, нам пришлось спрятать подальше все свои учебники по бизнесу, а вместо этого начать слушать людей, и слушать внимательно. Налаживание контакта заняло три года, и, надо сказать, процесс идет по сей день. Да, сейчас у нас другой набор проблем, но они присутствуют абсолютно в любом бизнесе. Эти проблемы встают перед нами с разной силой, но в любом случае приступать к их решению нельзя, пока не достигнешь доверия. Это — условие для всего остального.
Что вдохновляет вас, что помогает двигаться дальше?
Ответ 2007 года: Когда становится трудно, мы каждый раз вспоминаем о нашем «почему» — о том, ради чего мы все это затеяли. И ответ выходит далеко за рамки партнерских отношений с ремесленниками. Они для нас — семья, а для своей семьи мы готовы на все. Мы верим: то, что мы делаем, обязательно отразится на обществе, стране и мире. Мы работаем для того, чтобы будущее стало лучше.
Ответ 2015 года: См. ответ за 2007 год. Согласны во всем.
Чему мы научились за это время: Социальное предприятие постоянно развивается. Меняются проблемы, люди, общественные процессы и бизнес-модели. Но есть то, что всегда остается неизменным, то, что заставляет вставать по утрам и все время двигаться дальше. Я поняла, что верность этому нашему «почему» — главный секрет успеха и устойчивости. От «почему» нельзя отмахнуться, нельзя позабыть о нем. Особенность этого определяет эволюцию социального предприятия от некоей романтической затеи к чему-то прочному и долговечному. И это «почему» может в конце концов изменить мир.
Перевел Денис Семенов
Источник: The Guardian
Дата публикации: 3 декабря 2015
1109 133