Экскурсии в темноте как вход в мир людей с нарушениями зрения
В сентябре 2022 года на московском Арбате открылось необычное пространство – музей «Сенсориум». Посетители могут получить уникальный опыт: в полной темноте пройти экскурсию-квест по пяти локациям. Сопровождают их те, кто не погружается в темноту на время, а живёт в ней – гиды с нарушениями зрения. Ситуации, с которыми слабовидящим и незрячим людям приходится сталкиваться ежедневно, и легли в основу программы, которую «Сенсориум» предлагает своим гостям.
Узнали у основателя музея – Дмитрия Тейбаша, как появилась идея создания такого проекта и каким будет его развитие.
– Как Вы пришли в социальный бизнес?
– Какое-то время я, имея два высших образования: по направлениям пиар с иностранными языками (испанский, английский) и маркетинг – работал по профессии. В пиар-агентстве, пресс-службе, информационном агентстве. Потом открыл своё дело в сфере товаров и услуг, работал в нескольких сегментах рынка. В какой-то момент заинтересовался психологией, изучал это направление, получил образование и несколько лет занимался в том числе консультационной деятельностью.
Так получилось, что во время пандемии я закрыл свой бизнес в сфере услуг, а в конце 2021 года знакомый предложил мне поучаствовать в одном проекте в качестве инвестора. По сути, это был схожий проект, но у партнёров там были определённые сложности, в начале 2022 года к ним добавились новые, так как началась специальная военная операция, и проект приостановился. Я оказался единственным человеком, который был готов вкладывать в это направление финансы в большом количестве и заниматься им. И вот с тех пор, с 2022 года, я владелец и руководитель музея темноты на Арбате и занимаюсь этим проектом как основным, потому что здесь совмещается предпринимательство, в котором был опыт и хотелось развиваться, и психология, которой я всегда интересовался.
Чуть позже пригласил в партнёры свою знакомую – Екатерину Гусеву, и впоследствии она стала моей супругой. Так что сейчас мы вместе развиваем наш семейный социальный проект – музей в темноте «Сенсориум».
– Расскажите немного о нём.
– Мы, конечно, не музей в общепринятом понимании – экспонатов у нас нет. Зато есть пять специальных локаций в абсолютной темноте, где зрячие люди, гости нашего музея, по сути, становятся на место незрячих.
У нашего проекта три составляющих. Первая – социальная. Мы трудоустраиваем незрячих и слабовидящих людей – сейчас у нас 10 таких гидов, которые являются проводниками в темноту. А также меняем отношение к ним: после экскурсии гости по-другому воспринимают не только своё тело и свои возможности, но и лучше понимают, как живут незрячие, и начинают относиться к ним более внимательно.
Вторая составляющая – психологическая. Мы видим, что наши экскурсии терапевтичны, они заменяют несколько сеансов массажа и в чём-то даже консультацию психолога. Тело себя иначе ощущает, приходят новые мысли, исчезают страхи, в том числе боязнь темноты, то есть происходят некие глубинные психологические процессы. И, конечно, отдыхает психика.
И, наконец, развлекательная составляющая. Экскурсии у нас не информационно-обучающие, а в формате лёгкого квеста: нужно отвечать на вопросы гида, что-то угадывать.
– Как находите своих гидов?
– На самом деле довольно просто. В Москве проектов, подобных нашему – развлекательных, зрелищных, где были бы трудоустроены незрячие, не так много. Поэтому те, кто в них работает или работал – а круг людей с нарушениями зрения, ищущих именно активную работу с людьми, тоже несколько ограничен, часто люди, потерявшие зрение, не готовы даже выходить из дома, – знакомы друг с другом как минимум через несколько рукопожатий. Поэтому, когда открывается новый подобный проект, о нём узнают и предлагают свои услуги. Большая часть наших гидов раньше работали в чём-то подобном. И наша команда за полтора года действия проекта тоже обновлялась: кто-то уходит в другую сферу, кто-то открывает своё дело.
Главный критерий для нас – это стремление развиваться, гибкие коммуникативные навыки, умение и желание общаться с людьми. Потому что сама работа в нашем музее не требует какого-то специфического образования, а обучить водить экскурсии в темноте с соблюдением всех правил техники безопасности можно за две-три недели. А дальше уже просто идёт наработка практики.
– А чем отличаются детские экскурсии от взрослых?
Школьные или просто детские группы – довольно большая часть наших посетителей. Главной целью при работе с ними мы для себя видим развитие толерантности. Жертвами буллинга в школах нередко становятся те, кто отличается от других, их принижают и обижают именно за инаковость. Причём это происходит и в начальных классах, и в средних, и в старших.
Приходя на экскурсию, дети видят, что люди, которые отличаются от большинства, в данном случае это наши гиды – люди с нарушениями зрения, могут быть очень интересными, с насыщенной жизнью и необычными хобби. Среди наших гидов, например, есть бизнес-тренеры, те, кто занимается дайвингом, выигрывает гонки в слепом картинге, чемпионство в шоудауне – настольном теннисе для незрячих. Кто-то и с парашютом прыгал. Наши гиды заводят семьи, ходят в театры и на концерты, то есть живут полноценной жизнью. И есть ситуации, в которых они занимают ведущую роль. Наша экскурсия – как раз та самая ситуация: незрячие становятся проводниками для зрячих. В результате дети начинают уважать этих людей, и, возвращаясь в школы, в свои классы, они уже иначе смотрят на одноклассников, отличающихся от них.
Часто мы проводим выездные мероприятия в школах: и частных, и государственных, где наши гиды рассказывают о том, какими они пользуются гаджетами, какие существуют программы для их удобства, что такое доступная среда. И в целом о том, как живут, как справляются с разными ситуациями и какие трудности у них при этом возникают.
У нас есть мастер-классы для детей, которые мы проводим в том числе во время этих выездных мероприятий. Например, чтение и письмо с использованием шрифта Брайля – детям интересно написать, скажем, своё имя так, как это делают люди с нарушениями зрения, что-то прочитать, проверить себя. У них начинает по-другому работать мозг и, кроме того, происходит сонастройка с отдельным миром, который был им незнаком, – с миром незрячих.
Так что у нас есть отдельная полноценная программа для детей, прописанная как набор активностей. Пока это наша частная инициатива, в дальнейшем, надеемся, она будет реализована на федеральном уровне, и такие программы начнут внедряться в школах.
– Ещё вы обучаете вожатых работать с детьми, имеющими нарушения зрения, правильно?
– Да, верно. Практически со старта нашего проекта мы работаем с Мосгортуром, каждые два-три месяца вожатые проходят у нас обучение. Оно состоит из экскурсионной части – сотрудники Мосгортура проходят экскурсию и погружаются в среду, и теоретической, в которой наши гиды рассказывают об особенностях взаимодействия с незрячими людьми, о доступной среде, которая есть в городе, и о сложностях, с которыми приходится сталкиваться.
– Расскажите, пожалуйста, о программе «Добрый билет».
– Наш музей проводит бесплатные экскурсии для детей из многодетных семей, семей, попавших в сложные жизненные ситуации, и других, поддерживаемых благотворительными фондами, с которыми мы сотрудничаем. На данный момент таких фондов восемь.
У нас есть определённое время на неделе, не самое загруженное с точки зрения клиентского потока, в которое мы регулярно проводим эти благотворительные экскурсии. За полтора года нашей работы их посетили более трёхсот детей.
Понимая, что хотелось бы принимать больше таких ребят, придумали программу «Добрый билет», чтобы любой человек мог оплатить по льготной цене билет или даже половину билета для ребёнка из таких групп. Мы компонуем средства и используем теперь ещё и их для организации бесплатных экскурсий для детей. Сейчас начали обращаться к бизнесу с предложением поддержать эту инициативу.
– А как появилась идея программы «Арбат вслепую»?
– Довольно часто незрячим людям пытаются помочь на улице или в магазине, причём в такой проактивной манере, не всегда спрашивая, нужна ли им помощь, и это может им мешать или пугать их. Например, многие сотрудники магазинов, когда хотят помочь незрячему человеку расплатиться, пытаются взять его карту и поднести к терминалу. Но человек, который не видит, кто это делает, не может удостовериться в том, что это именно сотрудник магазина, а не кто-то, кто хочет украсть его карту. Поэтому важно, предупредив человека, взять его руку с картой и помочь ему самостоятельно её приложить. Это и другие важные правила взаимодействия с незрячими людьми мы описали в инструкции для сотрудников сети «ВкусВилл», и она внедрена во всех магазинах сети.
А с магазином «ВкусВилл» на Арбате мы реализуем программу «Арбат вслепую». Суть её такова: группе зрячих людей с завязанными глазами, с тросточками необходимо в сопровождении волонтёров дойти от музея до магазина, купить в нём что-то и вернуться. Сначала люди из группы идут вместе, держась друг за друга, за 50 метров до магазина рассредоточиваются, самостоятельно идут в магазин, совершают покупку, встречаются на улице и снова организованно идут в музей. Вернувшись в него, участники группы снимают повязки, садятся пить чай с тем, что купили, и делятся эмоциями – они всегда очень сильные. Потому что приходит понимание того, как ощущают себя незрячие люди на открытой местности. Особенно, когда человек дезориентирован, не понимает, где он находится относительно цели, и необходимо попросить помощи – сначала, чтобы сориентироваться, потом ещё в магазине, чтобы купить конкретные продукты и расплатиться.
Вот о таких нюансах мы рассказываем в принципе во всех своих программах.
– В прошлом году у вас было около 36 тысяч посетителей. Как люди о вас узнают?
– Это общее количество людей, которые приходили к нам в музей и кофейню при нашем пространстве, соотношение примерно 50 на 50. Начинали мы, конечно, с нескольких сотен посетителей в месяц. И в итоге дошли сначала до тысячи, потом до двух тысяч и более. Для сравнения – за 2022 год у нас было всего 2,5 тысячи посетителей музея и кофейни.
Посмотрим, как будет в этом году. Основной рост трафика происходит в тёплое время года, когда люди начинают чаще бывать на улице. Сейчас как раз меняется сезон, и мы ожидаем, что посетителей станет больше.
Многие приходят к нам, непосредственно гуляя по Арбату. Кто-то узнаёт о музее из рекламы, кто-то – на интернет-площадках, где мы присутствуем. Это разного рода каталоги, купонаторы, сайты подарочных сертификатов. На улице у нас работает промоутер.
А ещё довольно много реализуем партнёрских проектов со школами, с компаниями – предоставляем им специальные условия посещения. Постоянно работаем над улучшением действующих каналов продвижения и подключением новых, и это даёт результаты.
– А какие форматы посещения предлагаются организациям и пользуются ли они популярностью?
– Наши корпоративные продукты построены на том, что, находясь в темноте, люди учатся по-новому взаимодействовать друг с другом. Когда мы не видим собеседника, начинаем больше его чувствовать, ориентироваться на слух, учимся слышать, а не просто слушать.
У нас четыре базовых тренинга: тимбилдинг, эффективные коммуникации, лидерство и управление кризисами. Продолжительность тренинга – 2,5 часа: примерно два часа в темноте, полчаса – обсуждение результатов при свете.
Есть и полноценные корпоративы на 4-6 часов. В них входят: экскурсия в темноте, мастер-класс (как правило, это чтение и письмо с использованием шрифта Брайля), часовой мини-тренинг, программа в фойе: отдых, нетворкинг, фуршет.
Проводили такие мероприятия для разных компаний и на различное количество человек. Пока они проходят не очень часто, в том числе и потому, что в первые полтора года работы мы были больше нацелены именно на проведение экскурсий, работу с потоком посетителей.
Но сейчас мы выделяем формат B2B как одно из направлений развития, потому что понимаем, какую пользу несут наши программы для компаний: отношения в коллективе становятся более тёплыми, появляются новые темы для обсуждения. Кто-то в темноте берёт новые на себя роли, и это полезно для руководства: посмотреть, кто как проявляется. Кроме того, если у людей получается слышать друг друга и договариваться в непривычных условиях, им проще делать это и потом, в обычных рабочих процессах. Получается, что такие корпоративы не только интересны, но и полезны, так что приглашаем компании к нам.
– Некоторыми планами на будущее Вы уже поделились. Какие ещё направления хотелось бы развивать?
Нам периодически приходят запросы на франшизу. Конечно, открывать дополнительные точки самостоятельно или с использованием франчайзинга – это интересно. Но мы видим большой потенциал развития в ближайшее время именно там, где находимся сейчас. Мы начинали с одной программы – экскурсий, сейчас у нас порядка двух десятков продуктов, если считать всё. Экскурсии, тренинги, мастер-классы при свете и в темноте (музыкальные, художественные, кулинарные, по составлению гербария, по технике оригами и другие), игры – например, мафия по определённым правилам, специально подстроенным под темноту. Также у нас есть медитативные практики в темноте, даже гвоздестояние начали проводить экспериментально.
Хотим делать больше социальных проектов, подобных программам «Добрый билет» и «Арбат вслепую». У нас очень много идей, и в ближайшие полтора года точно мы можем развиваться, не выходя за пределы Москвы.
Но, думаю, и к тому, чтобы открывать дополнительные музеи – самостоятельно или через партнёров, мы тоже через какое-то время придём.
– Как давно Вы входите в реестр социальных предпринимателей и чем помогает статус социального предприятия?
– С марта 2023 года. Статус социального предприятия помогает в первую очередь получить информационную и консультационную поддержку. Также мы, например, проходили бесплатное обучение в рамках акселерационной программы Фонда поддержки социальных проектов (ФПСП), работали с наставниками и менторами. А ещё наш проект выиграл в одном из конкурсов ФПСП финансовую поддержку, ждём поступления средств.
От редакции
Во время подготовки материала стало известно, что музей «Сенсориум» номинирован на Премию «Импульс добра», учреждённую Фондом «Наше будущее».
Победители станут известны 27 мая 2024 года – церемония награждения состоится в рамках Всероссийского фестиваля «Импульс добра». Подать заявку на участие в фестивале можно на сайте https://fest.impulsdobra.ru/. Организаторы имеют право отказать в регистрации без объяснения причин.
Фотографии предоставлены Дмитрием Тейбашем.
Автор: Мария Шувалова
Дата публикации: 27 апреля 2024
#социальное предпринимательство #фонд наше будущее1477 2