Борис Ткаченко: мы предпочитаем говорить «наставники», а не «менторы»
В феврале 2015 года Фонд «Наше будущее» подписал соглашение о совместной работе с Международным форумом лидеров бизнеса: у социальных предпринимателей появятся наставники, которые помогут коммерциализировать их идеи. Руководитель Международного форума Борис Ткаченко рассказывает о том, почему на Западе — менторы, а у нас — наставники, и зачем наставнику подопечный.
Наставничество (менторство) в бизнесе — процесс, при котором более опытный бизнесмен делится своими знаниями, умениями, навыками с предпринимателем-новичком в период становления его бизнеса. Наставник учит тому, что уже знает сам: он и его подопечный регулярно, добровольно, безвозмездно встречаются, чтобы обсудить проблемы, идеи, бизнес-решения подопечного, но наставник не нанятый консультант: он не предлагает готовые решения, а подсказывает и делится опытом. Этим мы и занимаемся — находим наставников для начинающих предпринимателей.
О важности терминологии
В международной практике наставничество развивается более двадцати лет. Правда, то, что мы в России называем наставничеством, наши зарубежные коллеги называют менторством. Мы на своем опыте поняли, что термин «менторство» в русском языке не приживается — его значение непонятно без разъяснений, к тому же многие сразу ассоциируют с ним словосочетание «менторский тон». Так что интуитивно мы вышли на слово «наставничество» и используем преимущественно его.
О нашем опыте
Международный форум лидеров бизнеса создан в 2008 году. В рамках нашей программы «Молодежный бизнес России» предприниматели от 18 до 35 лет могут получить льготный заем на открытие собственного дела и помощь индивидуального наставника.
«Молодежный бизнес России» — часть Международной программы поддержки молодежного бизнеса, развитием которой занимается Youth Business International (YBI). Такие же программы действуют в 50 странах мира, поэтому в развитии наставничества мы могли опираться на богатый зарубежный опыт.
Наша программа работает в 8 регионах России. Как правило, мы приходим туда, где уже идет работа по поддержке молодых предпринимателей, и стараемся внести свою лепту — займы и информационную поддержку. Например, в Воронежской области «Молодежный бизнес России» действует уже шесть лет. Там мы помогали компании по сбору и сортировке вторсырья «Картон Черноземье» — это один из наших лучших и успешных проектов. В Новосибирске и областных центрах действует сеть баров «Суши-маркет». Его владелец Дмитрий Давыдов признается, что бизнес стартовал и развивается во многом благодаря его наставнику — руководителю регионального отделения некоммерческого партнерства «Аудиторская Ассоциация Содружество» Сергею Жукову. В Ростове-на-Дону действует IT-проект «Дабл Ап», успешно развивающий направление интернет-маркетинга. Наставником, который помог запустить этот проект, был Юрий Кравчик из компании «Интерра», производящей оборудование для спутниковой системы ГЛОНАСС. Вот так бизнес помогает бизнесу, причем на безвозмездной основе. По нашим данным, после первого года работы на плаву остаются не более 10 % малых бизнесов, в то время как из начинающих предпринимателей, у которых есть наставник, после первого года продолжают успешно функционировать около 90 %. Именно первый год становления дела — самый сложный и напряженный, поэтому наставник прикрепляется к начинающему именно на этот период.
Портрет наставника
Если бы у наставников был девиз, он бы звучал примерно так: «Люди, которым не всё равно». Вообще, мотивация наставничества — это отдельная, интересная тема. Как правило, их волнует, что будет завтра с территорией, где они живут, поэтому наставники считают нужным поддерживать именно те проекты, которые направлены на улучшение жизни местного сообщества, на формирование будущего. Наставники, как правило, социально активны, входят в объединения предпринимателей, делятся своим опытом и в других форматах: бизнес-классов, лекций и так далее.
60–70 % наставников сотрудничают с нами более 5–6 лет. Парадокс, но наши наставники говорят: «Еще неизвестно, кто получает больше от нашего взаимодействия». Объясняя основы бизнеса своим подопечным, наставники новым взглядом окидывают и свое дело, могут заметить собственные ошибки и исправить их. Кроме того, молодежь в некоторых вопросах, например в информационных технологиях, более «продвинута», и здесь уже наставник оказывается в роли обучаемого. Словом, я ни разу не видел ни одного разочарованного наставника.
О специфике наставничества социальных предпринимателей
Они отличаются от обычных начинающих бизнесменов тем, что в 99 % случаев нуждаются прежде всего в советах по коммерциализации проекта. Будучи экспертами в своих областях знаний, они не знают, как превратить социальную идею в бизнес, как не только приносить пользу, но и получать прибыль. Наши наставники помогают им в этом.
Подписав соглашение о сотрудничестве с Фондом «Наше будущее», мы разработали совместный проект и в июне запустили пилотную площадку в Пермском крае. В рамках работы с Фондом мы намерены задействовать наставников для поддержки социальных предпринимателей. Мы отобрали десять начинающих социальных предпринимателей с перспективными идеями и десять наставников. Обучили и тех, и других методам эффективного взаимодействия. Разбили их на пары «ментор — подопечный» по методике, которая учитывает психологическую совместимость конкретных людей, и провели первую встречу, в которой участвовали наши представители, — чтобы убедиться, что «личная химия» заработала, что наставнику и наставляемому интересно и полезно общаться друг с другом. Другой наш совместный с Фондом «Наше будущее» проект стартовал в Москве в июне 2015 года. Фонд выбрал социальных предпринимателей из нескольких регионов. Их наставниками станут члены совета директоров Фонда «Наше будущее», люди с большим предпринимательским и управленческим опытом.
Почти все социальные бизнесы, с которыми мы работаем, связаны с образовательными услугами: центры раннего развития детей, частные детские сады. Есть две мастерские с сотрудниками-инвалидами: одна изготавливает одежду, другая — сувениры. Необычный проект: бывшая учительница биологии собрала свой небольшой «зоопарк» из живых насекомых, животных и птиц и организует выездные «живые уголки» для школьников, позволяет своих подопечных потрогать, покормить. Раньше во многих школах были такие «живые уголки», но сегодня они канули в Лету.
Надеюсь, что наши проекты в сфере социального бизнеса подтвердят, что наставничество так же актуально и полезно для социального предпринимательства, как и для других бизнес-направлений.
Автор: Борис Ткаченко
Дата публикации: 14 июля 2015
#наставничество #менторы #коучинг #социальное предпринимательство1607 98