Британское соцпредпринимательство в цифрах и фактах
Британское агентство BMG Research провело исследование социального предпринимательства. Аналитики использовали информацию, полученную непосредственно от самих бизнесменов Соединенного Королевства. Отчет BMG Research стал самым масштабным тематическим обзором 2013 года. Предыдущий подобный опрос проводился по итогам 2011 года.
Команда исследователей сделала выборку из 9 024 предприятий. В ходе телефонных интервью и опросов по электронной почте было собрано 878 анкет владельцев предприятий или тех, кто отвечает за финансовые показатели компаний. Мы представляем вашему вниманию наиболее интересные цифры, факты и выводы, которые сделали исследователи.
Согласно данным, полученным исследователями, к 2013 году количество британских социальных предприятий увеличилось почти на тысячу — по сравнению с 2011-м годом. При этом среди них резко (на 10%) выросла доля стартапов (29% против 19%). Одновременно опрос показал уменьшение среднего оборота соцпредприятий: в 2011 году он составлял 240 000 фунтов, в 2013 - 187 000. Исследователи отмечают, что данное снижение обусловлено факторами, общими для всего рынка, кризисными явлениями, характерными для европейской экономики последнего времени в целом.
Сферы работы
Согласно данным опроса, большая часть британских социальных предприятий работает в сфере услуг. Одновременно социальный бизнес присутствует и в таких областях, как консалтинг, образование, кадры и повышение квалификации, жилищно-коммунальное хозяйство, розничная торговля, культура и отдых, социальная реабилитация, финансовые услуги, трудоустройство, здоровье, экология, творческая индустрия, уход за детьми, логистика и т.д.
Спектр проблем
Проблемы, которые стремятся решить социальные предприниматели, тоже отличаются разнообразием. Вот какие цели своей деятельности называли участники опроса:
- повышение качества жизни конкретного района/сообщества (37%);
- улучшение показателей здоровья и благополучия (31%);
- создание рабочих мест (27%);
- поддержка незащищенных слоев населения (25%);
- поддержка других социальных предприятий (20%);
- защита окружающей среды/законная торговля (18%);
- обучение и повышение грамотности (17%);
- популяризация социальной идеи (16%);
- поддержка неимущих детей и подростков (13%);
- доступное жилье (11%).
Устойчивость и прибыль
В ходе исследования респондентов попросили также оценить социальный эффект от своего предприятия. Полученные данные показали, что 32% опрошенных уверены в значительном эффекте собственного бизнеса, 36% отметили умеренный эффект, 12% дали оценку как незначительную, 16% сообщили об отсутствии эффекта и 4% затруднились ответить на заданный вопрос.
На вопрос «Какая доля их дохода получена за счет вашей основной деятельности (не считая грантов, пожертвований и других источников доходов)?» 72% респондентов ответили, что на профильную соцпредпринимательскую деятельность приходится от 76 до 100% доходов их компаний. При этом три четверти опрошенных отметили, что они имеют различные источники доходов – помощь общественности, государственного и частного сектора, различные гранты, пожертвования.
При этом по результатам опроса прибыльными оказались 55% предприятий, 22% респондентов сообщили о потерях, а 18% — о том, что компания разорилась. Интересно, что прирост прибыли продемонстрировали преимущественно предприятия с высоким, более миллиона фунтов стерлингов в год, оборотом (76%). Среди предприятий с оборотом менее 10 тысяч фунтов, рост прибыли отметили лишь 32%. Согласно полученным данным, для обеспечения этого прироста социальные предприниматели привлекают новых клиентов и инвесторов, осваивают новые продукты, услуги и рынки сбыта, входят во франшизу, осуществляют слияние с другими организациями и т.п.
Мужчины в самом расцвете сил
Исследователи задались также целью выяснить, кто руководит социальными предприятиями. Как показали данные опроса, в основном возглавляют социальный бизнес мужчины (61%) в возрасте от 45 до 64 лет (люди этого возраста входят в состав руководства 91% соцпредприятий), перешедшие в данный сектор преимущественно из частного бизнеса (35%) или государственных организаций (33%).
Сложности и возможности
Особый раздел британского отчета был посвящен изучению существующих барьеров и потенциальных возможностей с точки зрения как поощрения стартапов, так и поддержки устойчивости существующих предприятий.
Стартаперы в числе основных барьеров для развития бизнеса назвали:
- отсутствие или недостаток финансирования (40%);
- отсутствие притока наличности (25%);
- отсутствие маркетингового плана (21%);
- дефицит времени (20%);
- отсутствие понимания сути социального предпринимательства среди широкой публики (17%);
- затруднения, связанные с работой с государственными органами (16%);
- нормативно-правовые вопросы (14%);
- отсутствие понимания сути социального предпринимательства в банковской системе и организациях, которые должны входить в структуру поддержки соцпредпринимательства (13%);/
- отсутствие соответствующих управленческих навыков/опыта (12%);
- отсутствие финансовой экспертизы (12%);
- экономический спад, рецессия (11%).
Вопрос о барьерах был также задан представителям действующих социальных проектов.
Вот как распределились их ответы в процентном отношении:
- отсутствие или недостаток финансирования (39%)%;
- экономический климат/рецессия (32%);
- затруднения, связанные с работой с государственными органами (18%);
-отсутствие притока наличности (17%);
- дефицит времени (10%);
- отсутствие маркетингового плана (10%);
- доступность финансирования (9%);
- сложности, касающиеся нормативно-правовых вопросов (7%);
- отсутствие понимания сути социального предпринимательства в банковской системе, вспомогательных организациях и у клиентов (6%);
- государственная политика (6%).
И что из этого следует?
На основании проведенного опроса исследователи BMG Research сделали следующие выводы.
- Социальное предпринимательство является привлекательным для предпринимателей даже в сложных экономических условиях, о чем свидетельствует увеличение доли стартапов.
- Социальные предприятия зарабатывают деньги через продажу товаров и услуг, при этом их клиентами могут быть как рядовые граждане, так и государственный сектор или другие предприятия. Прибыль соцпредприятия реинвестируют в дальнейшее развитие своей идеи.
- Социальными предприятиями руководят и управляют совершенно различные люди.
- В бедных районах страны социальные предприятия могут являться главным ресурсом, способствующим занятости населения.
- Социальные предприятия по-прежнему сталкиваются с серьезными проблемами, особенно остро стоит вопрос финансирования.
- Социальные предприятия не застрахованы от проблем трудных экономических периодов наравне с другими участниками рынка.
Дата публикации: 18 ноября 2014
1078 57