Игорь Сухотин: «Мы считаем, что социальные проблемы надо решать бизнес-способами»

«Норникель» — постоянный надёжный партнёр регионов, где расположены предприятия компании, который всегда активно участвует в региональных и федеральных программах, поддерживающих социальную сферу, спорт и культуру. Так, в прошлом году компания инвестировала в местные сообщества и благотворительную деятельность 7,4 млрд руб. (в 2015 на те же цели — 7 млрд руб.). Всего на программы социальной направленности, благотворительность и развитие социальной инфраструктуры компания направила 23,6 млрд руб.

В регионах присутствия компании действуют различные грантовые конкурсы и программы социальной направленности, призванные улучшить жизнь населения. О них и о других способах развития общественного пространства в моногородах проекту+1 РБК рассказал начальник управления благотворительных программ компании «Норникель» Игорь Сухотин.


Стратегия вашей благотворительной программы «Мир новых возможностей» связана с развитием регионов присутствия компании и спецификой моногородов. По каким основным направлениям вы работаете и почему?

Наши регионы не самые простые — в основном они располагаются за полярным кругом. В Норильске среднегодовая температура отрицательная, туда можно добраться только самолётом или по воде, и кроме нашей компании там никого нет. Основных направлений у нас три: развитие инноваций, поддержка общественных инициатив и социальных предпринимателей.
Например, мы проводим грантовый конкурс, его фонд — 100 млн рублей в год. В 2016 году на конкурс поступило 385 заявок от общественных и городских организаций, совсем недавно мы поздравляли победителей. Номинации включают экологию, развитие городской среды, научно-техническую деятельность. Это и есть тот комплекс инициатив на местах: интересные проекты и команды позволяют решать проблемы, которые волнуют горожан. Форум социальных технологий — другая площадка, где жители рассказывают о своих достижениях, победители представляют уже реализованные проекты.


А в чем ценность поддержки социальных предпринимателей для компании?

В наших регионах есть дефицит услуг, связанный с обучением, развитием детей, с досугом. Мы считаем, что социальные проблемы надо решать бизнес-способами, тогда решения будут устойчивыми. В эту сферу мы вовлекаем новых людей с опытом и технологиями. Это работает в формате акселератора стартапов. У нас проходит три обучающих сессии, по итогам участники составляют бизнес-план своего проекта, представляют его на инвестиционной сессии. На реализацию самых успешных проектов мы даем беспроцентный возвратный заем на два года. Люди должны понимать, что наша компания — это не единственный жизненный сценарий на этих территориях, здесь можно и свое дело открыть. Как правило, стартует порядка 90 человек, а на выходе мы получаем 15–16 бизнес-планов.

Можете привести примеры самых успешных?

Два проекта в 2016 году были реализованы: гостиница в поселке Никель Мурманской области, там на несколько месяцев вперед все номера забронированы. И медицинский центр в Заполярном. До этого люди ездили в Мурманск даже только для того, чтобы анализы сдать. Еще пример: в начале февраля в Норильске откроется местный городской молочный комплекс, а сейчас туда детское питание доставляют самолётом.

Почему для «Норникеля» важна поддержка инноваций? Как это связано с отраслевой спецификой компании?

Будучи горно-металлургической компанией, мы сталкиваемся с тем, что престиж инженерных и рабочих специальностей не так высок. Чтобы начать эту ситуацию менять, мы делаем ставку на детей и молодежь. В Норильске и Мончегорске мы открыли «Фаблабы» — кружки научно-технического творчества. Они бесплатные, с разнообразным набором инструментов, от 3D-принтеров до станков для обработки любых поверхностей.
Совместно с МГУ мы проводим фестивали научных открытий, рассказываем о состоянии науки сегодня, привозим молодых ученых, которые читают лекции. Поддержали создание детского технопарка «Кванториум» в Красноярске. Мы хотим показать: наука в России развивается, здесь можно быть успешным, престижным, финансово стабильным. Посещаемость фестиваля в Норильске, к примеру, составляет почти семь тысяч жителей.

Меняет ли это жизненное пространство в моногороде?

В нашем случае среда — это приложение к пакету сотрудника. Он должен понимать, что, помимо сурового климата и высокой заработной платы, в Норильске он получает возможность заниматься саморазвитием и развитием своих детей. У многих есть ощущение, что их жизнь отложена на потом. А нужно жить и развиваться здесь и сейчас. Города в Заполярье строились при советской власти. Сейчас приходит новое поколение, у которого другие ориентиры и другие ценности. Молодежи сегодня сложно представить жизнь без комфортной городской среды с доступным досугом и возможностями собственного роста и образования, без интернета и социальных сетей. И мы уже сейчас прокладываем в Норильск оптоволокно, например.

Как вы оцениваете эффективность ваших социальных программ?

Оценка «Мира новых возможностей» у нас запланирована на следующий год. Программе будет три года, это оптимальный срок для того, чтобы понять, насколько хорошо она работает. Для нас важно: возникновение горизонтальных связей в проектах, партнерские отношения участников, наличие собственного вклада в проект не менее 25%.
И уже сейчас видно, как меняется в эту сторону ситуация в том же Норильске. Люди остаются в среде, вовлекаются в ее изменение. Одним словом, сами творят и преобразуют свое жизненное пространство.

Источник: ИА 1-Line 

Дата публикации: 21 августа 2017

#социальное предпринимательство #норникель #поддержка

 1870   60  
Хочешь получать свежие материалы?
Подписаться
Вам может быть интересно