Как управлять предприятием социальной направленности?

Стоит признать, что бизнес-планирование и финансовое бюджетирование помогают лишь запустить проект и помочь в привлечении финансовых ресурсов. Совсем другие проблемы возникают у социального предпринимателя на этапе активной текущей деятельности и роста предприятия. Ему необходимо балансировать между достижением социальных целей и отслеживанием критических параметров финансовой устойчивости…

У социального предприятия нет принципиальных отличий от жизненного цикла обычного коммерческого предприятия. Существенное отличие заключается в том, что основанием для прекращения деятельности социального предприятия служит выполнение его миссии, а для коммерческого – снижение уровня рентабельности существенно ниже отраслевого, и, как следствие, потеря ликвидности. Если социальное предприятие продолжает работу за границами своей миссии, например, решена проблема занятости инвалидов или трудоустройства неблагополучных подростков, то у него сместится баланс интересов в коммерческую составляющую. Другими словами, произойдет перерождение социального предпринимательства в традиционное, с конечной целью роста финансово-экономических показателей прибыли, рентабельности, ликвидности и т.п.

Для эффективного достижения своей миссии социальному предпринимателю очень желательно обладать знаниями и компетенциями в области современных методов менеджмента, а также хорошо представлять себе механизмы функционирования рыночных законов и закономерностей. В Центре консалтинга и аутсорсинга Фонда «Наше будущее» помогают грамотно составить бизнес-план – основную составляющую успешного бизнеса, проконсультируют по финансовым и юридическим вопросам или полностью берут на себя обязанности по ведению бухгалтерии и юридическому сопровождению – одним словом, помогают качественно решить бизнес-задачу любой сложности (www.nb-consult.ru).

Бизнес-планирование и финансовое бюджетирование помогают запустить проект и помочь в привлечении финансовых ресурсов. Совсем другие проблемы возникают у социального предпринимателя на этапе активной текущей деятельности и роста предприятия. Ему необходимо балансировать между достижением социальных целей, выраженных в соответствующих критериях, и отслеживанием критических параметров финансовой устойчивости: оплачивать заработную плату, налоги, ссуду, хозяйственные расходы коммунального характера и т.д. Если не будет соблюдаться баланс, то либо социальные цели не будут достигнуты из-за прекращения деятельности предприятия, либо социальные блага будут расти в цене, что, в конечном итоге, приведет к вырождению социальной идеи. В случае если цена за социальную услугу, например, оздоровление детей в семьях с малым уровнем доходов, будет рассчитана только исходя из сроков окупаемости инвестиций в медицинское оборудование, и при этом будет превышать разумную величину для конкретного региона, то, в конечном итоге, спрос на этот вид услуг упадет. При этом обе цели: социальная и финансовая не будут достигнуты.

Для решения проблемы сбалансированного управления предприятием социальной направленности предлагается использовать концепцию системы сбалансированных показателей (ССП). Не будем останавливаться на концептуальных и методологических положениях ССП, так как они подробно рассмотрены в целом в ряде работ зарубежных и отечественных авторов (Внедрение ССП, 2006; Гершун,2005; Каплан, Нортон, 2003; Нивен, 2005 и др.).

Авторы перечисленных выше работ, предлагают использовать для построения ССП следующие стратегические перспективы: финансы, клиенты, персонал, процессы. При этом основоположники концепции профессора Р. Каплан и Д. Нортон отмечали, что этих перспектив может быть больше или меньше. Естественно, что чем больше количество перспектив рассматривается, тем сложнее проблема их балансировки. В качестве дополнения к классическим стратегическим перспективам, получившим признание в практике стратегического управления коммерческими организациями, предлагается ввести перспективу: социальные результаты.

Концепция ССП предполагает взаимосвязь и сбалансированность представленных на рис. 1. стратегических перспектив.

Для реализации предложенного в статье концептуального подхода к построению системы управления предприятием социальной направленности, основанного философии и методологии ССП, необходимо, в первую очередь, организовать систематическое обучение потенциальных и действующих социальных предпринимателей основам ССП и обеспечить соответствующими методическими материалами и программными средствами, имеющимися на рынке консалтинговых услуг.

 

Читать статью полностью

Автор: Наталия Зверева, Директор Фонда "Наше будущее"

Дата публикации: 27 мая 2012

#фонд наше будущее #наталия зверева #социальное предпринимательство

 912   42  
Хочешь получать свежие материалы?
Подписаться
Вам может быть интересно