Курс на инновации: как ДВФУ растит предпринимателей из инженеров и биохимиков

Дальнему Востоку нужен инновационный и высокотехнологичный бизнес. Эти условия диктует время. Поэтому Дальневосточный федеральный университет начинает подготовку не только предпринимателей, но и исследователей, способных давать ответы на многие вопросы по развитию предпринимательства. Именно такую задачу поставила перед собой Школа экономики и менеджмента ДВФУ и принялась за создание особой системы.

Сегодня в ВУЗе меняют традиционный взгляд на предпринимательство и дают студентам возможности для роста. Подробнее о новом формате обучения предпринимательству в интервью ИА PrimaMedia рассказали профессор Санкт-Петербургского государственного университета, директор Центра предпринимательства СПбГУ, научный руководитель Лаборатории исследования предпринимательства ШЭМ ДВФУ Галина Широкова и директор Школы экономики и менеджмента ДВФУ, профессор Елена Гаффорова.

— Расскажите подробнее о работе Лаборатории исследования предпринимательства, которая работает в Школе экономики и менеджмента ДВФУ. В чем ее смысл?

Широкова: Первая и основная цель – стимулировать исследования предпринимательства, как в Приморском крае, так и на Дальнем Востоке. В России очень мало подобных исследовательских центров, что-то подобное есть только в Москве и Санкт-Петербурге. Для успешной работы в ДВФУ мы определили несколько направлений исследования, актуальных именно для Приморского края: экологическое, социальное и неформальное предпринимательство. Также мы изучаем развитие малого и среднего бизнеса в период кризиса.

— Как вы используете полученные знания?

Широкова: Результаты исследований необходимы для принятия управленческих решений. Это нужно как предпринимателям, так и органам государственной власти. Отмечу, параллельно с научной деятельностью мы занимаемся образовательными программами. Именно в ДВФУ реализуется курс по предпринимательству современного уровня, который не просто дает информацию об основах бизнеса, а учит предпринимательскому мышлению.

— Этому можно научить?

Гаффорова: Да. Для этого существуют различные методики, которые позволяют развивать креативность, менять отношение к миру, видеть возможности, учиться распознавать бизнес-возможности, формировать команду, искать ресурсы. Этому всему мы учим. Также у нас есть бакалавры и магистры, которые вовлечены в исследовательские проекты лаборатории, они пишут и курсовые, и дипломные проекты по теме предпринимательства.

— Изучать предпринимательство и быть предпринимателем – разные вещи.

Широкова: Предпринимательство — широкое понятие, например, есть понятие академическое предпринимательство, когда преподаватель сам является предпринимателем по духу и по действиям. Я считаю, мы все в лаборатории академические предприниматели, потому что способны создавать что-то новое, видеть возможности, разрабатывать новые учебные курсы. В нашем случае, результатом предпринимательского проекта являются образовательные программы, исследования и помощь бизнесу.

Что такое предпринимательство? Это бизнес-идея, которая возникает, когда человек видит возможности и создает ценность для других людей. Именно этим мы и занимаемся.

Более того, скоро в ДВФУ стартует магистерская программа "Предпринимательство и новации в АТР", которая будет содержать в себе не только исследовательский посыл, но и даст возможность обучающимся пройти путь от разработки бизнес-идеи до бизнес-плана и создать предприятие. Параллельно с нашим проектом в университете развивается бизнес-инкубатор, что позволяет создавать предпринимательскую инфраструктуру и становиться частью предпринимательской экосистемы региона. Все это в совокупности даст возможность студентам получать не просто знания, а применять их на практике, в том числе, при помощи инвесторов и менторов.

Важно отметить, для запуска этой программы нам пришлось обучить самих преподавателей для того, чтобы люди поняли, предпринимательство – это не просто основы бизнеса и получение прибыли, а подход к жизни, поведению и мышлению.

— Как же без прибыли? В чем тогда смысл?

Широкова: Есть же еще социальное или академическое предпринимательство.

Мы говорим о предпринимательстве не только как источнике создания бизнеса и получения прибыли. Понятие предпринимательство – намного шире, главное – это создание новых ценностей. Оно применимо и к корпоративной, и к личной жизни.

— Заметили ли вы, что за последние несколько лет количество студентов, которые планируют связать свою жизнь с бизнесом, выросло? Как вы это для себя объясняете?

Широкова: Да, я могу это точно сказать, потому что участвую в "Глобальном исследовании предпринимательского духа студентов". С 2011 года Россия присоединилась к этому проекту. Основная цель — понять карьерные намерения, в том числе в отношении предпринимательства. В России около 10% студентов сразу после окончания университета заявляют, что хотели бы начать собственное дело, от 3% до 5% говорят, что войдут в семейный бизнес, остальные собираются сразу после окончания университета стать наемными работниками. Интересно, что 50% респондентов после пяти лет работы на кого-то готовы открыть свое дело, а прошедшее время они используют для изучения отрасли.

Отмечу, что в России пока маленький процент инновационных компаний, высокотехнологичный бизнес только развивается. Хотя плохого в этом ничего нет. Предоставлять услуги населению, с чем как раз связана работа большинство молодых компаний, это тоже важно и нужно. Однако развитие технологического предпринимательства – одно из перспективных направлений нашей работы.

Гаффорова: Сейчас увеличивается количество предпринимательских программ и курсов, работают бизнес-инкубаторы. Инфраструктура университета, его предпринимательская направленность влияет на намерения студентов. Также семейная поддержка в виде социального, эмоционального и финансового капитала склоняет студентов стать предпринимателями.

— Насколько я понимаю, в ДВФУ с инфраструктурой для студентов-предпринимателей дела обстоят хорошо.

Гаффорова: Университет сейчас становится площадкой для развития технологического предпринимательства. Первый шаг – это образование. В бакалавриате мы преподаем курс "Введение в предпринимательство", он скорее мотивационный, когда действующие предприниматели доносят до студентов мысль, что предпринимателем быть престижно и этого не стоит бояться. Второй шаг — подготовка магистров, программа "Предпринимательство и инновации в АТР", о которой мы говорили ранее, позволит получать не только теоретические, но и практические знания. Третий шаг – образование для сложившихся предпринимателей, которое позволяет избежать угасания, развивать бизнес.

Задача ВУЗа — менять традиционный взгляд на предпринимательство, как на исключительную формулу извлечения прибыли, ломать стереотипы, что предпринимателем нужно родиться или иметь для этого уникальные способности. Пред нами стоит глобальная задача – создать реальную предпринимательскую экосистему для создания инновационного и технологического бизнеса на Дальнем Востоке.

— Расскажите подробнее о программе дополнительного образования для сложившихся предпринимателей. Что это за программа?

Гаффорова: Мы задумались о программе Executive МВА, которой ранее не было в университете. Для нас важно было не просто ее открыть, а сделать с акцентом на региональную специфику и задачи развития. Так появилась программа "Бизнес в Азии: создание и продвижение". Это не обучение с нуля, а развитие компетенций и навыков генерации идей, создание бизнеса, его продвижение с учетом всех особенностей нашего региона. У нас есть специальный модуль Doing business in Asia, который пройдет с помощью предпринимателей, уже создавших бизнес в Азии. Они знают нюансы культуры наших восточных соседей.

— Вы говорите о приоритете в развитии инновационного и технологического предпринимательства. Но ведь для этого студентам нужны определенные компетенции. Как же их приобрести?

Гаффорова: Именно это и предполагает наша магистерская программа, которая главным образом ориентирована на студентов, которые прошли техническим и естественно научным направлениям подготовки. Мы добавляем им предпринимательских компетенций, позволяем из разработки создать и реализовывать бизнес-проект.

Интересно, что междисциплинарные команды самые эффективные. В том же Кембридже есть очень много интересных проектов, над которыми работают не только аспиранты-физики, но и ученики бизнес-школы, в итоге они вместе имеют успешный бизнес. Это реально.

— Как скоро мы сможем рассказать миру об успехе приморских студентов?

Гаффорова:Нам нужно минимум два года. Именно к этому времени у нас будет первый выпуск магистров программы, которые, мы надеемся, станут успешными исследователями и предпринимателями.

Дата публикации: 24 августа 2017

#обучение #citi. микропредпринимательство #приморский кр

 2678   197  
Хочешь получать свежие материалы?
Подписаться
Вам может быть интересно