Обзор состояния социальных предприятий в США
В США в период президентства демократа Барака Обамы существенно возросло внимание ко всем социальным вопросам, в том числе и к социальному предпринимательству. Ведь у государства, обремененного большим государственным долгом, есть прямой финансовый интерес поощрять социальное предпринимательство, решающее социальные проблемы там, где госструктуры действуют недостаточно эффективно либо у бюджетов различных уровней просто не хватает ресурсов. О текущем состоянии и наметившихся тенденциях развития социального предпринимательства в США рассказывает Рольф Ларсон в своем “Блоге о социальном предпринимательстве”.
Многие социальные предприятия в США отходят от некоммерческих организационно-правовых форм в сторону гибридных и коммерческих, дающих существенно более широкие возможности привлечения капитала в этом секторе. Однако многие предприниматели и исследователи считают, что законодателям еще предстоит найти сбалансированную и удобную организационно-правовую форму для социальных предприятий, поскольку существующие гибридные организационно-правовые формы, в частности L3C (low-profit limited liability companies – низкорентабельные общества с ограниченной ответственностью), пока не оправдывают возлагавшихся на них надежд.
Изначально социальное предпринимательство было создано и развивалось силами научных деятелей и консультантов, однако сейчас все чаще его движущей силой становятся практики социального предпринимательства. Впервые в своей истории руководителем Альянса социальных предприятий США стал генеральный директор действующего СП. Кроме того, ряд недавно опубликованных книг по этой теме были написаны практиками.
Альянс социальных предприятий США приобретает все большую важность, так как дает социальным предприятиям возможность кооперации и обмена опытом на локальном и региональном уровнях.
В то время как социальное предпринимательство становится более зрелым, практикующие социальные предприниматели становятся все моложе. Многие молодые люди сегодня выходят из вуза с сильным желанием начать свой собственный социальный бизнес, а не работать в корпорации. И скоро социальные предприниматели станут еще моложе, судя по таким программам, как SAGEGlobal, которая работает с подростками – учениками средних школ в 21 стране мира.
В последнее время ежегодно стали появляться многочисленные курсы и обучающие программы по СП и смежным дисциплинам. В 2011 году Альянс социальных предприятий США составил список существующих образовательных программ и курсов по СП для выпускников вузов, желающих сменить род деятельности и воплотить в жизнь свою социальную идею, получив дополнительное образование (list of graduate school SE programs).
В последнее время происходит рост прагматичных настроений среди социальных предпринимателей, которым приходится конкурировать с коммерческими на одном поле. Приходится больше внимания уделять практическим вопросам – организации маркетинга и сбыта, – чем это было принято в секторе СП на заре его развития, когда он был более “романтизированным”, даже модным и более малочисленным. Теперь неформальным лозунгом социальных предприятий становится следующий: “Меньше риторики, больше внимания рынку”.
Социальные предприятия находят новые формы продвижения своих продуктов: например, в Интернете создаются и становятся все более популярными карты социальных предприятий (пример такой карты), которые дают информацию всем желающим о социальных предприятиях и их услугах в конкретном штате / городе / районе.
Наконец, большие надежды на расширение масштабов деятельности возлагаются на новый, пока не принятый закон о привлечении коллективных инвестиций в уставный капитал предприятия (УК – до 2 млн долларов, инвестиция каждого вкладчика – до 10 тыс. долларов). Этот закон может существенно увеличить шансы социальных предприятий привлечь капитал от многочисленных частных инвесторов.
Перевод Екатерины Бесшапошниковой
Автор: Рольф Ларсон
Дата публикации: 16 июля 2012
#социальное предпринимательство за рубежом #сша #тенденции2556 190