«Это был отличный год!»

Социальные предприниматели из Рыбинска Павел Гаврилов и Лия Виснапу, основатели некоммерческого партнёрства «Женская организация социальной поддержки «Женщина, Личность, Общество» получили в 2008 году финансирование Фонда «Наше будущее». Благодаря поддержке Фонда они создали творческую мастерскую «Веселый войлок», в которой производят уникальные игрушки из войлока. Эти игрушки сегодня уже продаются во многих странах Европы. В 2009 году Павел и Лия обучили мастерству изготовления войлочных игрушек 21 человека. В основном это были молодые мамы города Рыбинска, для которых изготовление игрушек – это и хобби, и способ заработать. Если для мировой экономики 2009 год прошел под знаком кризиса, то для Павла и Лии это был год успешного старта их креативно-предпринимательского проекта. Мы попросили Павла и Лию поделиться с нами своими впечатлениями о прошедшем годе.

- Павел, Лия, мы с вами встречались год тому назад, в феврале 2009 года, когда вы только начинали ваш новый проект «Веселый войлок». Каким был для вас 2009 год?


Павел и Лия в окружении учениц. Фото из архива Фонда "Наше будущее"- Это был отличный год. Ответственность перед людьми нас очень дисциплинировала и мобилизовала, поэтому нам удалось сделать очень многое. И в плане творчества, и в организационном плане. У нас сформировался хороший коллектив. Всего за год обучение прошли 21 человек, из них осталось в мастерской 15, человек 7 стали очень хорошими профессионалами, думаю, они смогли бы работать и самостоятельно. Кроме того, бюджет заработной платы вырос, примерно, в 3 раза. Мы провели удачную рекламную кампанию, создали сайт, выпустили буклет, фильм о нашей мастерской показывали по местному телевидению. Мы приняли участие в восьми выставках. Работы «Веселого войлока» теперь узнают, и появляется все больше постоянных клиентов. Стали поступать крупные заказы, которые мы стараемся выполнять в идеальном качестве и в срок. На данный момент, как нам кажется, все клиенты нашей работой довольны.

- Собираетесь ли вы в дальнейшем увеличивать штат мастеров?

Дочь Павла и Лии Дарья осваивает секреты мастерства, фото из архива Фонда "Наше будущее"- Желающих работать сегодня у нас больше, чем работы, которую мы можем предложить. Это заставило нас запустить новый проект «Ремесленничество против безработицы». Суть его в том, чтобы сделать в городе курсы по художественному войлоку, и преподавать на них не только изготовление игрушек, но охватить более широкую тему, учить делать функциональные вещи: валяные шарфы, тапочки, шапочки, сумки. Если дополнить практические занятия лекциями по основам предпринимательской деятельности, налогообложению, тогда женщины, вооруженные таким набором знаний и умений самостоятельно смогут найти для себя и своих семей дополнительный источник дохода. А может, для кого-то это станет и основным доходом.

- Какие проекты мастерской оказались самыми успешными?

- Наиболее плодотворной оказалась выставка "Подарки. Осень 2009" (проходила в Гостином дворе 22-25 сентября 2009 г. - ред.), после нее заказы посыпались, как из рога изобилия. А на выставке "Ребро Евы" (проходила в "Галерее XXI века" 18 ноября - 9 декабря - ред.) Павел получил лауреата за свой стиль. Также высоко отметили и оценили за оригинальность наши работы на выставке "Хеллоу Тедди".

- Удалось ли наладить более тесное партнерство на Западе?

- К нам проявляют интерес, и работа в этом направлении ведется. Сейчас, например, мы занимаемся вопросом сертификации наших игрушек в Европе.

- Какие планы на следующий год? Есть ли куда двигаться, развиваться дальше? Есть ли для этого возможности и все необходимое?

Вот такой он – «Веселый войлок». Фото из архива Фонда "Наше будущее"- Теперь наша цель - обеспечение стабильности заказов. И здесь у нас два направления: игрушки, которые мы собираемся продвигать в Европе, и функциональные вещи из войлока для российских потребителей. И для того и для другого нужно вести работу по заключению договоров с сетевыми магазинами. Это и есть наша основная задача на 2010 год. Помимо этого: корпоративные подарки, выставки, новые контакты и новые возможности.

- Быть может, у вас есть еще идеи других социальных проектов, не связанных с войлоком?

- Есть идея заняться первичной переработкой шерсти и заниматься этим не только для нужд своей мастерской, но и таким образом помочь местному населению. Сейчас в фермерских хозяйствах нашей области возобновили разведение овец, но их шерсть никому не нужна, даже, несмотря на ее высокое качество. Крупным фабрикам нужны крупные поставщики, как Казахстан, где закупают шерсть большими партиями. А среднее фермерское хозяйство, получающее 10 кг от сезонной стрижки, не может ее переработать и, следовательно, реализовать. Если у нас будет чесальная машина, мы сможем принимать шерсть в обработку в любых - больших и малых объемах. А из промытой и прочесанной шерсти сами фермеры смогут делать и одеяла, и прясть нитки, и просто продавать по хорошей цене. При этом продукция будет пользоваться спросом, потому что шерсть романовской овцы действительно очень хорошая и качественная.

- Как вы считаете, чего не хватает в России для того, чтобы социальное предпринимательство стало более популярным и эффективным?

- Михаил Мамута, президент Национального партнерства участников микрофинансового рынка, выступая не так давно на одном из бизнес-семинаров, приводил в пример Бангладеш. Тамошним женщинам не хватало средств для приобретения материалов, чтобы продавать сделанные из них ремесленные произведения. И тогда их облагодетельствовали, дав им взаймы крохотные ссуды (по 2-5 долларов) под очень хороший процент. Мне очень хотелось возразить, что Россия – не Бангладеш. И ссуда даже в 100 долларов вряд ли сможет решить у нас чью-то проблему. Но главное отличие – жители Бангладеш знают, как из ремесленного искусства получить дополнительный доход, а у нас утеряна эта традиция. Здесь, в центральной России, давно утрачены традиционные народные промыслы данных местностей, к которым наши предки обращались в трудные моменты или просто в свободное время. Эти же промыслы стабильно являлись источниками дополнительного дохода для многих небогатых, но работящих семей. Современный же человек чаще всего не знает, за что можно взяться, и как это реализовать. Предоставив эти знания, мы сможем значительно поддержать большое количество семей.

Специально для портала "Новый бизнес: социальное предпринимательство"
Февраль 2010 г.

Автор: Дарья Ткачева

Дата публикации: 11 февраля 2010



 1202   177  
Хочешь получать свежие материалы?
Подписаться
Вам может быть интересно