Социальное предпринимательство-2020: прогноз Британского совета
Социальный бизнес занимает все более заметное место в мировой экономике, и год от года его влияние возрастает. Сегодня данная сфера развивается под воздействием множества изменчивых факторов: политики государства, поведения инвесторов, глобальных экономических условий, настроений в обществе и состояния окружающей среды. Главный вопрос заключается в том, как это влияние отразится на социальном бизнесе в ближайшие несколько лет и каким он станет к 2020 году. Этой теме посвящен отчет, выпущенный весной 2014 года Британским советом.
Эксперты отмечают, что традиционные волонтерские и благотворительные организации в Европе уже сейчас приобретают черты социального бизнеса: они производят и продают товары, а прибыль используют для решения общественных проблем. Даже самая маленькая организация готова заключить контракт и предоставить услуги на коммерческой основе. По прогнозам, к 2020 году практически все благотворительные фонды перепрофилируются в социальные предприятия и перейдут на полное самофинансирование за счет доходов от продаж.
Одновременно социальные предприятия станут основными проводниками идеи гендерного и возрастного равенства при найме работников, что повлечет за собой активную миграцию сотрудников между коммерческим и социальным секторами. Эта тенденция окажет, скорее всего, положительный эффект и послужит поводом для сближения и обмена позитивным опытом.
Узкий формат
Со временем образуются отдельные узкоспециализированные отрасли, занимающиеся созданием рабочих мест, инклюзивным образованием, улучшением экологии, альтернативными источниками энергии. Специалисты перейдут от обсуждения термина «социальное предпринимательство» к вопросам целеобразования, измерения и сравнения результатов социального воздействия. При этом далеко не каждая компания сможет получить статус социального предприятия только лишь на основании организационно-правовой формы или особой бизнес-модели: наравне с этим будет необходимо предъявлять очевидные, а главное, измеряемые результаты своей деятельности. Стратегия прозрачности бизнес-процессов станет своеобразным фильтром для организаций, в маркетинговых целях создающих себе имидж социально ответственных или экологичных предприятий.
Более активно начнут развиваться такие направления, как реабилитация бывших заключенных и производство экологически чистой электроэнергии. Все больше будет появляться социальных предпринимателей в сфере экологии, водоснабжения, зеленой энергетики и изменения климата. При этом возникнет высококонкурентная среда за рынок социальных услуг для населения: в этой борьбе примут участие социальные предприятия, бизнес, государственные и некоммерческие организации.
Из-за необходимости постоянно подтверждать инвесторам необходимый уровень социального воздействия предприятия будут находиться под постоянным прессингом. Активное развитие интернета, возможно, приведет к созданию международных сетей социальных микропредприятий, объединенных по принципу решения одинаковой социальной проблемы и использования общих подходов. Рост масштабов деятельности таких бизнес-образований к 2020 году сможет смягчить дисбаланс между глобализацией рынков, корпораций и государственной политикой, преследующей узконациональные интересы и не способной обеспечить столь же масштабное внедрение социальных инноваций.
Финансы и инвестиции
Инвестиционная открытость предприятий и прозрачная система отчетности вызовут бурное развитие социального финансового рынка. При этом большая доля инвестиций будет направляться не на новые проекты социальных предприятий, а на тиражирование моделей, доказавших свою эффективность на практике. В связи с этим возможна частичная потеря сектором своей инновационной составляющей. Инструменты, монетизирующие социальное воздействие, позволят социальным предприятиям открыть доступ к средствам пенсионных фондов, благотворительных фондов и ассоциаций, имеющих жесткие ограничения по уровню рисков вложений.
Увеличатся сроки по инвестиционным продуктам и займам: эксперты полагают, что к 2020 году устареет популярная сегодня схема, согласно которой фонды вкладывают деньги в финансовый продукт, а потом используют прибыль в благотворительных целях или инвестируют в социальные предприятия. Ей на смену придет формирование целостной политики контроля социального воздействия всех осуществляемых инвестиций. Изменится само понимание масштабирования и роста в отношении социальных предприятий. Произойдет отход от системы оценки роста с точки зрения оборота, количества бенефициаров и долголетней устойчивости предприятия.
В ближайшие годы также ожидается сокращение государственных расходов в социальной сфере и их аккумуляция на программах, приносящих ожидаемые и измеримые результаты. Будет наблюдаться постепенное снижение доли грантов в пользу займов и инвестиций в доли предприятий. В связи с этим приоритет будет отдаваться тем компаниям, которые смогут создать удачную бизнес-модель монетизации социального воздействия, ориентированную на меньшие финансовые вливания.
Большие и маленькие
К таким изменениям будет трудно приспособиться небольшим предприятиям, ориентированным на локальный уровень работы: они не смогут продемонстрировать существенное социальное воздействие, которое требует крупных инвестиций, системных изменений, обучения большого количества специалистов. С другой стороны, малому бизнесу помогут близость к целевой аудитории, лучшее знание ее потребностей, более точная локализация решений и продуктов. На помощь небольшим компаниям также придут различные краудсорсинговые платформы, занимающиеся коллективным финансированием социальных проектов. В дальнейшем они будут аккумулировать информацию и станут интернет-площадкой для своеобразного брейнсторминга с целью масштабирования и запуска успешных кейсов в ряде стран и регионов.
Крупные социальные организации могут столкнуться с проблемой потери социальной идентичности и связи с потребителем из-за погони за ростом и выполнением запросов инвесторов. Сохранению социальной миссии при расширении компании будет способствовать развитие социального франчайзинга, построенного на принципах коммерческого, но требующего более глубокого партнерства: это позволит быстрее масштабировать бизнес-модели, доказавшие свою эффективность.
Что в итоге
К 2020 году социальные предприятия по-прежнему будут работать на переднем фронте социальных инноваций, осваивая новые бизнес-модели и генерируя новые комбинации ресурсов. Те сферы деятельности, в которых они сейчас проявляют наибольшую активность, могут быть преобразованы настолько, что станут комфортной средой для работы благотворительных организаций, тогда как социальные предприятия пойдут дальше, решая наиболее острые проблемы.
Инвесторы будут финансировать социальные стартапы, осознавая, что удачным будет одно из десяти вложений. Девять неудавшихся проектов будут рассматриваться лишь как очередной этап на пути к успеху, а не как повод для стыда и прекращения дальнейших вложений. Особый подход к социальным предприятиям приведет к другому пониманию конкуренции и кооперации в этой сфере. Возникнут реальные предпосылки для перехода к сотрудничеству с коммерческими предприятиями в целях формирования лучшей модели социального воздействия, ее тестирования и широкого распространения.
«Таким образом, в будущем можно прогнозировать значительный рост популярности модели социального предпринимательства», – отмечают аналитики Британского совета. Однако этот сектор может утратить четкие границы организационно-правовых форм и моделей управления, сфокусировав свою идентификацию на конкретных результатах своей деятельности.
Источник: The Guardian
Дата публикации: 5 мая 2014
1090 130