Простые идеи – большие изменения: расцвет социального предпринимательства на Украине

В деревне Плоское Кировоградской области в длинном здании белого кирпича площадью 400 квадратных метров, где раньше был детский сад, разместился Центр реабилитации наркоманов «Возвращение к жизни». Центр – это несколько спален, кухня, женский и мужской туалеты, душевая, аудитория для занятий, импровизированный спортзал и комната с телевизором, которыми пользуются пять женщин и восемь мужчин, участвующие в комплексной программе ресоциализации. В этом же здании отдельно проживают пятеро сотрудников. Семьдесят процентов обитателей центра – ВИЧ-положительные.

24-летний Саша Ляховец живет и работает здесь. В прошлом Ляховец страдал от наркотической зависимости и заразился ВИЧ через грязную иглу для инъекций. Сегодня он и еще трое обитателей центра изготавливают бетонные шашки, которые используются в основном для мощения тротуаров. С ними вместе бетонные шашки продают еще трое жителей центра. Занимаются они этим с удовольствием, ведь чем больше продадут, тем больше заработают денег.

Часть доходов идет на то, чтобы полностью обеспечить проживание в центре двух человек. Остальные деньги откладывают, чтобы купить грузовик: тогда можно будет доставлять продукцию заказчикам, а еще – самостоятельно привозить в центр дрова из леса, что находится от него в семи километрах. Сейчас за доставку дров приходится платить компании-поставщику.

«Мы создали это предприятие, чтобы стать, в конце концов, независимыми от государственного финансирования и донорской помощи», – говорит директор центра «Возвращение к жизни» Александр Остапов.

Предприятие, где сочетаются коммерческая и социальная деятельность, – новое явление в мире бизнеса. Социальное предприятие создает рабочие места для социально незащищенных людей, давая им возможность приобрести трудовые навыки и знания в области управления.

Эксперты называют социальные предприятия такого типа «утвердительными», поскольку они направлены на создание постоянных рабочих мест и обеспечение достойных заработков, предоставление возможностей карьерного роста и права собственности для социально незащищенных и уязвимых граждан.

Большинство социальных предприятий Украины (а их сегодня известно 34) обеспечивают рабочими местами представителей целевых групп, с которыми они связаны по роду основной своей деятельности. Социальные предприятия преследуют те же цели, что и любые другие бизнес-структуры, причем и главная  цель у них одинакова: добиться положительных финансовых и социальных результатов за счет инвестиций.

Например, львовская организация «Оселья» дает бездомным крышу над головой и одновременно привлекает их к работе по реставрации мебели, которая потом выставляется на аукцион (если мебель была передана организации в качестве пожертвования) или продается. Полученные средства идут на финансирование приюта и заработную плату сотрудникам. В Луганске несколько ВИЧ-инфицированных женщин шьют одежду по индивидуальным заказам. Социальный эффект в данном случае заключается в том, что социально незащищенные получают возможность зарабатывать деньги своим трудом в обществе, которое негативно относится к ним и ущемляет их права. А в Киеве при Музее Булгакова, на террасе, примыкающей к зданию на Андреевском спуске, организована продажа элитного чая, благодаря чему удается заработать деньги на реставрацию помещений музея и архивных документов из собрания семьи Булгаковых.

Сравнительно новый сектор предпринимательства, участники которого стремятся к достижению «двойного» результата, меняет наши взгляды на управление бизнесом. Эти изменения настолько стремительны, что и практикам, и теоретикам еще только предстоит найти для них определение.

Лауреат Нобелевской премии мира 2006 года Мухаммад Юнус, первопроходец в области микрокредитования предпринимателей, недостаточно состоятельных для того, чтобы получить кредит в банке, назвал социальных предпринимателей «реформаторами», поскольку их деятельность ведет к улучшениям не только в социальной сфере, но и в экономике в целом.

И действительно, благодаря социальному предпринимательству появляются новые рынки, возможности и перспективы. В Львове негосударственная организация «Дерево жизни», работающая с людьми с нарушениями слуха, совместно с коммерческой фирмой занялась производством аудиокниг высокого качества. Они пользуются повышенным спросом у потребителей. В результате удалось создать новый сегмент рынка. За счет доходов с продаж «Дерево жизни» уже профинансировало издание трех новых книг. Помимо того, что организация продает аудиокниги в книжных магазинах Львова и на местных рынках, она безвозмездно передает аудиофайлы и книги во все библиотеки для глухих и слабослышащих людей в области, а также делает пожертвования в Фонд Катерины Ющенко «Украина 3000».

Объединение коммерческой и социальной сфер может совершить революцию в бизнесе. Вероятно, через бездну, образовавшуюся между коммерческим и социальным секторами еще в начале индустриальной революции, можно построить мост. Две эти жизненно важные сферы деятельности не могут быть вечно разделены. Если частный сектор бизнеса продолжит расти в геометрической прогрессии, социальная сфера безнадежно отстанет в развитии, и равноправие будет нарушено. Но если бы социальное предпринимательство было наделено законным статусом ценной модели бизнеса, люди стали бы более широко использовать предпринимательские навыки для решения социальных проблем.

Американская торговая палата (AmCham) начала финансировать проекты в области социального предпринимательства на Украине в 2003 году. AmCham понравилась идея поддержки устойчивой деятельности, которая не ограничивается единовременным финансированием и ведет к системным изменениям. Американская торговая палата стала партнером Украинской сети гражданских инициатив (UCAN), чтобы совместно финансировать социальное предпринимательство. «Вскоре мы поняли, что НКО, которые используют в работе модели бизнеса, расширяют сферу влияния и одновременно становятся финансово более самостоятельными. Мы вместе профинансировали 21 предприятие такого типа», – рассказала директор UCAN Барбара Фелитти. Согласно статистике UCAN, 15 социальных предприятий, которые уже завершили свои проекты, создали свыше 50 рабочих мест с полной занятостью и 25 рабочих мест с частичной занятостью, и в течение года им удалось заработать 45 000 долларов США.

«Слияние двух секторов», пользуясь терминологией Билла Дрейтона из Всемирного фонда социального предпринимательства «Ашока», не всегда проходит мирно и гладко. Хотя социальные предприятия часто способствуют изменениям и становятся законодателями моды в сфере растущего и развивающегося бизнеса, им нужно постоянно использовать инновационные подходы и предвидеть изменения, чтобы выжить, потому что они должны добиваться результатов по двум показателям. Поскольку социальные услуги предоставляются всегда, имидж и брэнд-менеджмент приобретают в сфере социального предпринимательства особое значение, ведь хорошую репутацию можно легко потерять.

Кажется, Украина созрела для бума социального предпринимательства. По мнению Дрейтона, демократия и социальное предпринимательство взаимно поддерживают друг друга, поскольку оба связаны с волеизъявлением граждан и построением институтов децентрализованной власти. Следует отметить, что по мере того как Украина будет продолжать свои многообещающие демократические реформы, будет появляться все больше социальных предприятий.

На Украине существует три основные формы социального предпринимательства:

  • некоммерческая организация занимается предпринимательством внутри своей основной сферы деятельности;
  • НКО открывает собственное предприятие, часть доходов которого идет на финансирование ее программ;
  • предприятие для людей с ограниченными возможностями (Украина – одна из немногих стран мира, в которых этот вид предпринимательства получает поддержку): компания освобождается от уплаты налога на прибыль, если более 50% ее сотрудников – люди с ограниченными возможностями.
     

Естественно, украинское законодательство регулирует все виды деловых операций, и чтобы была возможность использовать преимущества социального предпринимательства, законы необходимо оптимизировать. Например, НКО, которая возмещает свои расходы за счет коммерческих услуг, в течение текущего финансового года обязана вкладывать заработанные деньги в свое развитие. Сегодня лица, зарегистрированные как частные предприниматели, обязаны ежеквартально платить налог – от 90 до 250 гривен в зависимости от вида деятельности, которую они ведут.

Согласно результатам исследования, проведенного в 2006 году донецкой консалтинговой компанией «Интрон», многим социальным предприятиям на Украине недостает четких маркетинговых стратегий, грамотных схем ценообразования, информации о потребностях рынка и конкуренции. 

Итак, пока местные социальные предприниматели все еще учатся говорить на новом языке бизнеса, многие академические институты, в том числе Гарвард, Стэнфорд, Чикагский университет и Оксфорд, стремятся извлечь выгоду из новой парадигмы бизнеса, указывая на существующие в настоящий момент институты, которые уже неприемлемы для общества. В построении моста между коммерческой и социальной сферами  они видят решение многих проблем общества, поэтому все перечисленные университеты все более активно принимают участие в управлении социальными предприятиями.

На Украине социальное предпринимательство не является задачкой для академиков, оно осуществляется на практике, и это позволяет наглядно продемонстрировать, как простые идеи приводят к большим изменениям.
 

Перевод Юлии Ромащенко

The Ukrainian Observer, № 84/8, июль 2007  

Дата публикации: 11 февраля 2008

#украина #остапов #финансирование #плоское

 718   127  
Хочешь получать свежие материалы?
Подписаться
Вам может быть интересно