Александра Московская: "Социальные предприятия должны получать прибыль"

- Существует большое количество определений социального предпринимательства. Что вы понимаете под этим термином?

- Социальное предпринимательство - это хозяйственная деятельность, которая сочетает в себе три взаимосвязанные черты, и присутствие всех трех совершенно необходимо. Первая черта - предприятие создается для решения реально существующей социальной проблемы. Вторая - экономическая устойчивость предприятия, которая в рыночной экономике обеспечивается за счет продажи товаров и услуг. Третья - предприятие решает социальную проблему через предложение инновационного продукта-услуги либо инновационной бизнес-модели, использующей новую комбинацию ресурсов.

- Это сфера, где должны появляться инновации?
- Именно так. Иногда инновации могут быть видны, а могут быть незаметны. Если предприятие предлагает новый продукт или услугу для малообеспеченной части населения - это инновация видимая. Но новизна продукта может состоять и в новом сочетании ресурсов, благодаря которому оно оказывается экономически устойчивым.

- Но разве предприятие, занимающееся массовым пошивом одежды, например, не является социальным?
- Существуют два стандартных способа решения социальных проблем. Один, через конкуренцию. Предприятие по пошиву одежды удовлетворяет социальные потребности, если его продукцию покупают, но оно от этого не становится социальным, это бизнес- предприятие. Второй способ решения, государство предлагает свою помощь разным социальным группам и, реализуя свои программы, решает социальные проблемы. Социальное предпринимательство призвано заполнять пустоты между сферами деятельности государства и бизнеса.

- Что это значит: реально существующая социальная проблема?
- Проблема, которая разделяется определенной устойчивой социальной группой людей, заметной, понятной, принимаемой обществом. Приведу абстрактный пример. Человек придумал, каким образом повысить урожайность растений путем сбора энергии падающих звезд. Он может заразить своей идеей родственников или соседей по даче, даже открыть сайт. Накормить всех голодных, вроде бы прекрасная идея. Но такое предприятие социальным не будет, потому что реальную социальную проблему оно не решит. Взвешивание социальной проблемы на весах социальной значимости и социальной приемлемости для людей - это важная задача, иначе в социальные предприниматели могут записаться террористы или авантюристы.

- Продажа товаров социальной значимости - это обязательное условие для социального предприятия или оно может производить что угодно ради того, чтобы продавать бедным по низкой цене?
- Если легально произведенный товар продается и покупается, значит, он нужен людям, и цена определяет его социальную значимость. Так что значимость касается всех товаров. Решение социальной проблемы, цель предпри-ятия, и она может реализоваться по-разному. Предприятие может поставить перед собой цель: снизить бедность в какой-то группе людей, находя способ произвести нужные товары по такой цене, которая была бы им доступна. Это будет не новый, а вполне традиционный товар, новая схема снижения издержек. Столы и стулья тоже в каком-то смысле значимы, если их нет у человека.

Поэтому если человек ставит перед собой задачу искоренить бедность и придумал схему, каким образом товары вполне традиционные становятся доступными бедным, то предприятие является социально значимым. А можно производить принципиально новую продукцию, например для инвалидов, которая поможет преодолевать ограниченные возможности, повысит мобильность, доступность каких-то функций.

Есть так называемый Институт одного мира, разрабатывающий схемы снижения издержек при производстве лекарств от массовых инфекционных болезней в Африке, Индии, других беднейших странах. Лекарства изобретают в Европе, но там такие болезни редки, и стоят эти лекарства довольно дорого, например $70. Европейцам это по карману. А жителям бедных стран нет. Значит, надо изменить цепочку стоимости, чтобы лекарство стоило $1-5. Что и делается.

- Предприятие, придумав инновационную схему снижения издержек, продает свой товар по низкой цене. Это может восприниматься рынком как демпинг?
- Если мы исходим из того, что речь идет о социальном предпринимательстве, то есть о предприятии, созданном для решения социальной проблемы и придумавшем механизм снижения издержек, - нет, это не демпинг. Это решение социальной проблемы. Более того, это может стимулировать рынок повышать эффективность и снижать издержки. Другое дело, что очень сильным стимулом для рынка это не будет, потому что он, как правило, не ориентирован на беднейшее население. Хотя есть теоретическая идея, что включение в экономический оборот миллиардов долларов, рассеянных по $1 среди бедных людей, может значительно повысить эффективность экономики. Но как это сделать, через какие организационные и экономические механизмы, большая проблема.

- Я имел в виду необходимость защиты социальных предприятий со стороны регуляторов рынка...
- Будет прецедент - будет ответ. Сейчас этот вопрос звучит очень абстрактно. Пока нет объективных условий, на которые надо реагировать. Появится критическая масса социальных предприятий в каком-то сегменте, возникнет новая экономическая ситуация. И она может ставить новые проблемы либо перед этими социальными предпринимателями, либо перед остальными участниками рынка. И тогда надо будет ее решать. Я экономист, а экономисты реалисты. Вот покажите мне проблему в сегменте, и я буду думать о ней.

- Сколько таких социальных предприятий в мире?
- Точно не могу сказать, критерии социальных предприятий очень различаются по странам. Например, в Италии выделяют социальные кооперативы. Они пользуются поддержкой государства. Там принят закон о социальных предприятиях, и этот закон расширил круг социально-правовых форм предприятий, деятельность которых поддерживается государством. В результате повысилось количество продукции, произведенной такими предприятиями, увеличилось количество занятых, и соответственно вырос объем рынка.

В других странах критерии могут быть другими, может быть другой институт регулирования. Вообще в Европе расширяется участие государства в поддержке социальных предприятий и социального предпринимательства. Государство передает им часть ответственности за реализацию социальной политики. Возникает квазирынок, государство платит полностью или частично за услугу, которую социальные предприятия оказывают нуждающемуся в этих услугах населению. Негосударственные предприятия стали делать то, что ранее делало государство. И оно склонно все эти предприятия называть социальными. Понятно, что критерий инновационности выпадет неизбежно. Государству она, как правило, не требуется. Это не плохо и не хорошо, просто это другая реальность, нежели социальное предпринимательство, о котором мы говорим.

- Вопрос нормы прибыли социальных предпринимателей волнует?
- Вопрос прибыли волнует всех, включая некоммерческие организации, среди которых, а тем более среди общественности, существует мнение, что подобные организации не должны получать прибыль. А они должны получать прибыль. И социальные предприятия должны получать прибыль, иначе они не смогут решать проблемы, на которые они нацелены. Но для этого они должны тратить часть денег на операционные расходы. Все это невозможно без прибыли.

- Как обстоят дела с социальным предпринимательством в России?
- Мы стали заниматься этой проблемой, когда обнаружили в России признаки социального предпринимательства. Провели исследование по методу кейс-стади - изучение конкретных ситуаций. Количественно наши исследования охватывают больше международных кейсов, намного больше описанных примеров. Отвечая на вопрос о российской специфике, скажу так: по основным критериям происхождения социальных предпринимателей, затейливости моделей, креативности, выборе отраслей, мы ничем не отличаемся от международных примеров. Но мы принципиально отличаемся условиями, в которых существуют социальные предприниматели.

Я имею в виду условия экономические, инфраструктурные, институциональные. Законы, партнерские связи, возможности научиться нужным навыкам, отношение государства, развитость рынка, даже отношение населения отличаются. Часто не в нашу пользу. Со стороны государства, правда, есть сдвиг. Оно в последние годы заинтересовалось этой темой, начинает придумывать схемы, пусть и несовершенные. Ведь социальный предприниматель вторгается в сферу, которая жестко регулируется государством, потому что это социальная сфера, а в ней преобладают бюджетные организации. И с нашим государством в этой части работать еще очень тяжело. Социальные предприниматели приходят за решениями - изменение законов, упрощение условия взаимодействия, включение в комплексную программу, но дальше диалога, часто даже при очень хороших, доброжелательных отношениях, дело не идет.

- Почему?
- Региональные социальные департаменты, от которых зависит решение проблем социального предпринимательства, отчитываются перед вышестоящим начальством по своим планам. А в них нет пунктов о развитии социального предпринимательства. Там есть главным образом бюджетные организации, а среди негосударственных, по остаточному принципу предприятия инвалидов или ветеранские организации. Причем эти последние нередко включены не потому, что государство видит в них приоритет, а потому, что это общественно одобряемые направления, при этом привыкшие к скромной помощи. В связи с политическим уклоном в демографическую политику появились детские организации в ряду получателей помощи. Этими направлениями социальным департаментам легче отчитываться.

- Положение безнадежное?
- Нет. В 2012 году Минэкономразвития издало приказ о выдаче субсидий субъектам Федерации на поддержку малого предпринимательства. Речь идет об особо приоритетных для региона предприятиях, среди них указано и социальное предпринимательство. Другими словами, есть подвижки, но последствия этой меры надо еще изучить. Если удастся вырастить такой сегмент рынка - это будет выгодно и государству и обществу.

- Социальные предприятия, как правило, относятся к малому бизнесу?
- У нас были споры с коллегами по этому вопросу. Они говорили: зачем придумывать новое название для известной формы. А мое мнение, ни малое предприятие, ни кооператив не объясняют специфики социального предпринимательства. Но если вы спрашиваете о размере - да, это скорее малые и микропредприятия.

Есть и другой аспект, организационно-правовая форма. В принципе она может быть любой, социальный предприниматель выбирает ее с учетом удобства работы в выбранном сегменте. В большинстве стран Европы, где есть регулирование социальных предприятий, оно не зависит от организационно-правовой формы. В России это чаще малый бизнес или индивидуальные предприниматели. Нашему социальному предпринимателю пока на таких рельсах легче работать.

- Каковы перспективы развития социального предпринимательства в нашей стране?
- Я вижу их как очень хорошие. Наибольший интерес к социальному предпринимательству сейчас проявляет молодежь. Очень активно интересуются студенты. Они ведь читают литературу на английском, пользуются международными социальными сетями, им лучше видно, что на Западе, да и во всем мире перспективно, модно быть социальным предпринимателем. Кроме того, известно, что там оно поддерживается и обществом, и государством, и фондами. Я надеюсь, что у нас тоже так будет.


Источник: webeconomy.ru

Дата публикации: 16 апреля 2013

#александра московская

 1025   150  
Хочешь получать свежие материалы?
Подписаться
Вам может быть интересно