Социальное предпринимательство: развитие в кризис
В словосочетании «Социальное предпринимательство» важны обе составляющие. С одной стороны, «предпринимательство» – это деятельность, нацеленная на получение прибыли. С другой - определение «социальное» означает, что эта деятельность имеет своей целью еще и решение определенных задач, важных для социума. Задач, которые – по тем или иным причинам - не может решить государство.
Зачастую можно услышать мнение, что поскольку основная забота предпринимателя - добывать прибыль, то он, по определению, не может эффективно решать социальные проблемы, для решения которых существуют государственные и различные некоммерческие организации. Сложно согласиться с подобной логикой. По-моему мнению, именно в коммерческой сфере можно добиться удивительно результативной синергии бизнес-целей и решения определенных социальных задач. Более того, многие социальные проблемы могут быть решены только с применением предпринимательской модели.
Приведу примеры. Хорошо известно, что студенты – в большой своей массе - относятся к малообеспеченным слоям населения и вынуждены искать дополнительные источники доходов, а студенческие подработки нередко наносят ущерб обучению. Выходом может быть организация специальных бизнес-единиц или, как раньше говорили, учебно-производственных комбинатов, предоставляющих услуги, связанные с тем или иным профилем обучения. Будущие инженеры-программисты и «системщики» могут предоставлять услуги по программированию и поддержке системных продуктов, будущие учителя - организовывать дополнительные занятия в соответствии со специализацией, биологи - предоставлять услуги лаборантов и т.п. Подобные предприятия, будучи правильно организованными, могут вполне успешно развиваться и приносить прибыль и одновременно решать задачу материальной поддержки студентов без ущерба для качества обучения. Для студентов подобные предприятия ценны еще и тем, что дают практический опыт и стаж, без которых по выходу из университетских стен им будет практически невозможно найти работу на открытом рынке труда. В условиях кризиса это утверждение верно вдвойне. Кстати, именно в кризис вышеописанная бизнес-модель может быть весьма эффективной и устойчивой. Многие компании – в целях экономии – активно прибегают к так называемому «аутсорсингу» - привлечению стороннего персонала для решения определенных бизнес-задач. Студенческий труд – довольно квалифицирован, но при этом - недорог, поэтому студенческие учебно-производственные комбинаты вполне могут быть конкурентны в различных сегментах рынка. Так, именно в кризисные 2008-2009 года получили широкое распространение студенческие колл-центры, организованные на принципах аутсорсинга для банков и крупных компаний. «Студенческие» компании активно используются и для проведения различного рода маркетинговых и рыночных исследований.
Бытует мнение, что социальной является только деятельность в пользу социально-незащищенных слоев населения. Это не всегда справедливо. С научной точки зрения, «социальная деятельность – это совокупность социально значимых действий… в различных сферах и на различных уровнях социальной организации общества…» (Энциклопедический социологический словарь под ред. Г.В. Осипова). Замечательный проект по открытию комплекса микро-офисов и центра консалтинга для малого и среднего бизнеса в г. Астрахани, реализованный фондом региональных социальных программ «Наше будущее», является наглядным тому подтверждением. Комплекс предназначен для организации офисной деятельности предприятий малого и среднего бизнеса, а центр обеспечивает данные их квалифицированной помощью по основным направлениям: юридическому сопровождению деятельности и бухгалтерскому учету, а также проводит обучающие программы и семинары для начинающих предпринимателей. Комплекс предоставляет для предпринимателей самое современное офисное оборудование и обеспечивает надежными средствами Интернет и телефонной связи, а также безопасным хранением данных и возможностью использовать необходимый набор офисного программного обеспечения. Система работы центра позволяет астраханским предпринимателям экономить расходы на начальном этапе предпринимательской деятельности. Хотя услуги комплекса и центра платные, но поскольку фонд «Наше будущее» заложил в проект как основную цель активизацию предпринимательской деятельности в регионе, цены на услуги центра оказались существенно ниже, чем в целом – по рынку. Выбранная фондом ценовая политика сделала услуги микро-офисов доступными для малых предпринимателей Астрахани. В условиях кризиса это особенно важно, так как снижает финансовый «порог входа» в свой бизнес, делает малый бизнес доступным для более широкого круга людей, что способствует снижению социальной напряженности. Таким образом, фонд наглядным образом продемонстрировал, как работает социально-предпринимательская модель: проект окупает себя, позволяет возвращать – с учетом инфляции – вложенные средства и, с другой стороны, очевидно, способствует решению важнейшей социальной задачи.
Стоит еще раз остановиться на значимости социального предпринимательства в кризисное время. Поскольку социальное предпринимательство – это деятельность, нацеленная не только на получение прибыли, но и на решение острых проблем общества, миссия социального предпринимательства приобретает особую ценность в период экономического кризиса по следующим причинам:
- В кризис все социальные проблемы, как правило, обостряются, и их решение становится жизненно важным для существования общества. Например, социальное предпринимательство способствует снижению безработицы среди наименее защищенных слоев общества, в частности, инвалидов, что в сложных экономических условиях приобретает безусловную ценность;
- Социальное предпринимательство способствует созданию благоприятной бизнес-среды, поддержанию в обществе в «тяжелые времена» необходимого духа предпринимательства, активной общественной позиции, инноваций, общественной солидарности, что создает хорошие предпосылки к более мягкому и своевременному выходу из кризиса.
В связи с вышеизложенным, трудно переоценить роль специализированных фондов, которые развивают и поддерживают идеи социального предпринимательства. Так в Европе широкую известность получила деятельность «CSR Europe» - сообщества европейских компаний и организаций, объединенных общими принципами социальной корпоративной ответственности. В сеть «CSR Europe» входит 75 транснациональных корпораций и 25 организаций-партнеров. Один из важных проектов «CSR Europe» является открытие 12 лабораторий по разным направлениям деятельности, в которых представители бизнеса, научного и образовательного сообщества объединили свои усилия для разработки наиболее удачных решений в сфере социального предпринимательства.
Поскольку в России социальное предпринимательство только начинает возрождаться, определенная государственная поддержка этому новому начинанию представляется необходимой. Форма поддержки может быть различной, включая, например, налоговые льготы и иные экономические преференции для предприятий и частных лиц, осуществляющих реализацию бизнес-идей социального предпринимательства. Возможно, деятельность региональных руководителей, в том числе, стоит оценивать и по количеству действующих социально-предпринимательских проектов в данном регионе. Кроме того, государство должно всерьез задуматься о пропаганде идей социального предпринимательства.
Идеи социального предпринимательства завоевывают в России все больше сторонников. Примечательна инициатива Финансовой Академии при Правительстве РФ, которая планирует в 2010 году организовать конкурс среди студентов по разработке и представлению бизнес-идей в рамках социального предпринимательства. При условии поддержки со стороны бизнеса конкурс может дать хороший толчок развитию социального предпринимательства в России. В ноябре 2009 года в академии побывал основоположник идеи микрофинансирования, лауреат Нобелевской премии «за усилия по борьбе с бедностью и вклад в экономическое и социальное развитие» профессор Мохаммад Юнус. Он рассказал о различных международных проектах в рамках социального предпринимательства. В Финакадемии считают важным пропагандировать среди студентов идеи социального предпринимательства, чтобы формировать ответственных предпринимателей и финансистов.
В заключение хотелось бы сказать, что для развития сферы социального предпринимательства необходима кооперация усилий бизнеса, общественных и государственных институтов, ассоциаций и организаций. А само социальное предпринимательство как развитый общественно-экономический институт крайне необходимо для нашей страны не только для скорейшего выхода из экономического кризиса, но и для более успешного решения задач предстоящей модернизации.
Специально для портала "Новый бизнес: социальное предпринимательство"
Январь 2010 г.
Автор: Светлана Ларионова, Директор проектов ЗАО «Кварк», кандидат технических наук
Дата публикации: 27 января 2010
926 110