Станислав Козловский: Википедия ввела копилефт в правовое поле
В 2008 году основатель Википедии, председатель Фонда Викимедиа Джимми Уэйлс был премирован стипендией фонда Ашока, которая присуждается людям, продвигающим и поддерживающим социальное предпринимательство. На первый взгляд, мысль о том, что Википедия представляет собой социальное предприятие, кажется парадоксальной. Тем не менее, у Вики и правда много черт, характерных для компаний «четвертого сектора»: информация как инструмент социального воздействия, краудфандинговые механизмы финансирования, «копилефт» на авторское право… О том, почему Википедия является по сути соцпредпринимательским проектом, о механике ее работы и механизмах влияния порталу «Новый бизнес. Социальное предпринимательство» рассказывает редактор русской Википедии, исполнительный директор российского отделения «Викимедиа» Станислав Козловский.
- Станислав, сегодня гражданская активность переживает в нашей стране очередной подъем. Википедия — площадка с огромной аудиторией, которая может быть при определенных условиях серьезным инструментом влияния…
- Мы никогда не рассматривали Википедию как инструмент влияния. Все-таки Википедия — она делается совсем для другого. Смысл Википедии — это такая идея, ради которой люди тратят свое время, свои силы — идея собрать все знания человечества в одном месте, чтобы они были доступны, чтобы они были бесплатны, чтобы ими можно было пользоваться, не спрашивая ни у кого на то разрешения. Понятно, что достичь этой цели до конца невозможно, собрать все знания не получается и не получится никогда, но мы к этому стремимся, и нам это нравится.
– Существуют ли у Википедии приоритеты, связанные с форматом собираемой информации? Скажем, больше внимания социальной информации или больше политики, или инноваций?
– Википедия создается добровольно, поэтому тут повлиять на какие-то темы и сказать: «ты должен писать это, а ты — это», не получится. Людям за это не платят, и они пишут про то, что им нравится. Здесь есть другое системное искажение: в основном наши авторы — это молодые мужчины, неженатые, бездетные, у которых много свободного времени (96% авторов — мужчины 25-26 лет). Очевидно, что те темы, которые их интересуют больше, раскрыты лучше. Женщины пишут крайне редко, хотя среди читателей соотношение полов примерно одинаковое. При этом темы, которые больше интересовали бы женщин, например, связанные с педагогикой, раскрыты хуже.
Также есть искажение, касающиеся России и в целом стран СНГ: то, что происходит здесь, раскрыто лучше, чем то, что происходит, скажем, в Африке. Опять же, то, что происходит и происходило в двадцатом-двадцать первом веке, описано гораздо подробнее, чем то, что происходило, скажем, в пятнадцатом. И так далее.
Высокие побуждения
- Создание энциклопедии – это колоссальная работа. Сколько человек в ней задействовано?
– Контент создают пользователи Интернета. В русской Википедии зарегистрировано более полутора миллиона человек. Регулярно — хотя бы раз в месяц, что-то редактируют 11-12 тысяч из них, ежедневно это делает около 500 человек. Это, собственно, ядро Википедии.
– Все эти люди работают не за деньги, известности они тоже не получают. В таком случае, что их мотивирует?
– Сама вот эта идея, возможность сделать что-то полезное. Возможность просто сидя за ноутбуком, «приносить пользу человечеству». Огромное количество людей тратят кучу времени на написание комментариев, сообщений в блоге, в Facebook, которые через неделю уходят куда-то в History и их даже не видно, найти невозможно. Здесь же, если все сделано хорошо, информация остается на годы.
– Насколько на тематику статей Википедии влияют события, которые происходят в повседневной жизни?
– Конечно, все текущие события, крупные происшествия отражаются в Википедии, про это тут же появляются статьи, в которых собирается информация со всех источников. Если тема всех заинтересовала, и все одновременно начинают статью улучшать, тогда получается самая последняя версия, с точностью до последней минуты. Например, статья по теракты в Московском метро писалась практически в реальном времени. Только в лентах новостных агентств появилась новая информация, она уже вся в статье.
Вместе с тем, когда люди приходят в Википедию, они обычно начинают писать про свой родной город, родную деревню, в котором они когда-то родились, жили, или сейчас живут. Это огромные блоки статей. Есть такой блок просто про географию, тоже очень большой, про науку и технику.
Краудфандинг и копилефт
- Один из основных механизмов, благодаря которым существует Википедия – это краудфандиннг, сбор средств «с миру по нитке». Насколько легко таким образом сегодня финансировать проект?
- Сложности есть. Изначально система была устроена так, что деньги собираются централизованно, уходят в США, а потом распределяются по локальным отделениям в разных странах. Сейчас такую систему мы не можем осуществить и собираем только те деньги, которые жертвуют напрямую российскому отделению (ограничения возникли после принятия «закона об иностранных агентах» 121-ФЗ от 20.07.2012 - ред.). Жертвуют, в основном, участники Википедии, — они знают, что мы делаем и как. Сборы активизируются, когда на главной странице появляется баннер с призывом помочь проекту: один процент из читающих щелкает по нему, и один процент из тех, кто переходит по ссылке, жертвует. Процент тех, кто жертвует очень небольшой, но этих денег хватает, чтоб обеспечить работу людей. Будет не хватать — будем заново вывешивать.
– Наверное, проблемы связаны именно с тем, что, в отличие от западных стран, в нашей стране люди привыкли к мысли, что если контент есть в свободном доступе, за него не надо платить.
– В целом, да. Одновременно мы и стараемся сделать все для того, чтоб за него не надо было платить, но в целом, люди все-таки жертвуют.
– В сфере социального предпринимательства имеет хождение такой термин, как «копилефт». В противоположность копирайту, ограничивающему и жестко очерчивающему права на использование авторского контента, копилефт предполагает, что любой желающий может пользоваться контентом без оплаты, предварительного разрешения или каких-либо иных договоренностей. Википедии эта тема должна быть близка?
– Да. У нас как раз и есть копилефт сайта. У нас используются копилефт-лицензия, то есть все тексты Википедии можно использовать и все производные от них тексты должны распространяться на тех же условиях. Это даже в условиях указано (Весь текст Википедии доступен под лицензией CC-BY-SA (Creative Commons Attribution-ShareAlike License версии 3.0); большая часть текста также доступна (двойное лицензирование) под лицензией GFDL (GNU Free Documentation License), а некоторые фрагменты находятся в общественном достоянии – из правил на сайте Википедии, ред.).
Мы недавно добились включения в наше законодательство понятия «открытые лицензии», включая лицензии копилефтные. Они у нас нигде не были прописаны, включая Гражданский кодекс, и многие юристы, уверяли всех, что ими нельзя пользоваться. Нам потребовалось 4 года, чтобы этот вопрос решить. Обсуждали это с министрами и с Медведевым, в итоге пролоббировали в гражданском кодексе соответствующие поправки, которые вступили в силу с первого октября 2014 года. Теперь уже никто не может сказать, что лицензия, которая используется в Википедии, не согласуется с российскими законами.
Теперь нам предстоит следующий этап работы: мы будем убеждать всех переходить на эти лицензии, госорганы в том числе. Сегодня у нас в стране создается огромное количество контента — за счет тех же налогоплательщиков, к примеру, а они этим контентом пользоваться не могут.
- Бывает такое, что на вас кто-то пытается повлиять, провести свою точку зрения?
- Пытаются, конечно, каждый день пытаются, но уже основное ядро Википедии настолько сформировалось, что проталкивать какую-то одну точку зрения просто не получается. И даже какие-то спорные тематики, всегда находятся, кто-то, кто против. И авторы понимают, что ссориться нельзя. В Википедии, вообще, самое большое наказание для авторов то, что им запретят писать. То есть читать можно, писать – нельзя. Вот это главное наказание.
Интервью подготовила Мария Кригер
Дата публикации: 12 февраля 2015
680 75