Социальными предпринимателями движет идея общественного блага, не прибыль
За последние 15 лет социальное предпринимательство в России перестало восприниматься как нечто абстрактное. Сегодня существует законодательная база для ведения такого бизнеса, действуют меры государственной поддержки, работают соответствующие учебные программы. Наталия Зверева, директор фонда "Наше будущее", одного из главных популяризаторов соцпредпринимательства в России, рассказала в интервью ТАСС о том, кто и как создает бизнес, главная задача которого, – помощь другим.
– Наталия Ивановна, в этом году Фонд отмечает 15 лет с момента создания. Что изменилось в стране за эти годы с точки зрения развития социального предпринимательства?
– Изменилось многое: появилась законодательная база, создана инфраструктура поддержки социального бизнеса и со стороны государства, и со стороны частных фондов. Сейчас регионы соревнуются друг с другом в том, что касается поддержки социального бизнеса, составляется ежегодный рейтинг российских субъектов по реализации механизмов поддержки социального предпринимательства. В регионах действуют Центры инноваций в социальной сфере (ЦИСС), где предприниматели могут пройти обучение и получить поддержку.
В 2007 году Фонд был единственным институтом, занимающимся популяризацией и развитием социального предпринимательства. Сам термин "социальное предпринимательство" воспринимался как нечто абстрактное, не связанное с экономикой страны. Сегодня же мы оказались в конкурентном окружении – в полноценной разноуровневой экосистеме поддержки социального бизнеса.
– Как менялся Фонд с момента создания? Можно ли выделить ключевые вехи в его истории?
– На первом этапе нашей главной задачей стало выявление тех, кто либо уже занимался социальным предпринимательством, не осознавая этого, либо потенциально был способен создать такой бизнес. Поэтому мы запустили механизм выдачи беспроцентных займов на реализацию проектов в этой сфере. Заявители должны были осознать и доказать, что их дело – это именно социальное предпринимательство. За 15 лет по этой программе мы поддержали больше 350 проектов на сумму более 800 млн рублей.
С 2009 года заработали центры консалтинга и аутсорсинга, которые мы создали для поддержки социальных предпринимателей. В том же 2009 году Фонд создал специальный информационный ресурс – "Новый бизнес". Там публикуются новости социального предпринимательства, кейсы, информация о зарубежном опыте. Это уникальная база знаний о социальном предпринимательстве, насущных проблемах и интересных проектах. В 2010 году мы поняли, что людям, которые готовы заниматься этим видом бизнеса, порой не хватает идей для своих проектов. Так появился "Банк социальных идей" – портал, где собираются успешные инициативы социальных предпринимателей.
С 2012 года мы проводим слеты социальных предпринимателей в разных регионах. Отмечу, что это один из самых эффективных форматов обмена опытом: здесь коллеги по бизнесу обсуждают свои кейсы не только друг с другом, но и с экспертами.
Важной вехой развития Фонда и социального предпринимательства в России в целом стало создание в 2014 году Лаборатории социального предпринимательства. Это лицензированное учебное учреждение, которое не только проводит обучение действующих бизнесменов, но и организует акселерационные программы, включающие наставничество, что очень важно.
– Что это такое? Расскажите, пожалуйста, подробнее.
– Многие предприниматели при реализации своих идей достигают, как им кажется, предела: они готовы развиваться, но им не хватает свежего взгляда или актуальных компетенций. На акселераторе с их конкретными кейсами работают профессиональные бизнесмены, коучи, маркетологи и другие специалисты. После программы большинство участников фиксирует увеличение всех KPI и прибыли.
Резюмируя, скажу, что с точки зрения включения социального предпринимательства в число приоритетных сфер мы за эти 15 лет сделали все, что от нас зависело. Сейчас этим активно занимается государство: принят соответствующий закон, Министерство экономического развития проводит грантовый конкурс, вводятся актуальные меры поддержки. Мы же сосредоточились на образовательных проектах, экспертной и сбытовой поддержке социальных предпринимателей (например, у нас есть сбытовой проект "Больше чем покупка"), потому что именно в этом мы видим потенциал развития темы социального бизнеса для Фонда.
– С какими вызовами сегодня сталкиваются социальные предприниматели?
– Социальные предприниматели до сих пор восстанавливаются после ковидного кризиса. Непростая ситуация 2022 года создает новые сложности. И главная из них – падение платежеспособности целевой аудитории. Принципиально новый вызов 2022 года – поиск альтернативных маркетинговых стратегий в связи с блокировкой стандартных каналов продвижения, в первую очередь в социальных сетях. И конечно, больше всего всех беспокоит неизвестность и принципиальная новизна текущего кризиса.
Сегодня как никогда важная задача каждого социального предпринимателя – создание такой устойчивой бизнес-модели, которая бы обеспечивала стабильный доход и позволяла решать выбранную социальную проблему без ущерба для существования самого бизнеса.
– В какой поддержке на самом деле нуждается бизнес: финансовой или нефинансовой?
– Вы знаете, востребована разная помощь. Опрос, который мы провели в марте этого года, показал, что в текущих условиях наибольший отклик находит финансовая поддержка. Так, 41% предпринимателей воспользовался или планирует воспользоваться льготным кредитованием от государства. Востребованы налоговые каникулы, компенсация оплаты аренды и заработных плат. Но наряду с этим примерно 50% предпринимателей рассматривают информационное продвижение как эффективный инструмент поддержки. Это помощь в работе с новыми площадками с учетом блокировки ряда социальных сетей и более активное использование прежних форматов в условиях, когда клиенты сокращают расходы.
– Какие инструменты поддержки Фонда наиболее востребованы сегодня?
– В первую очередь, это наши обучающие программы в Лаборатории социального предпринимательства. В текущей ситуации неопределенности поддержка экспертов и более опытных коллег как никогда важны для социальных предпринимателей.
Так, например, 6 июня на площадке Лаборатории социального предпринимательства стартует онлайн-курс "Бизнес-спринт". За шесть недель участники системно посмотрят на новые экономические реалии, переосмыслят свой бизнес в этом контексте и выработают стратегии адаптации к изменившимся условиям рынка. Кроме того, они узнают о самых актуальных мерах государственной поддержки и смогут подготовиться к грантовому конкурсу для социальных предпринимателей от Минэкономразвития. А главное, под руководством эксперта составят собственную грантовую заявку.
Среди социальных предпринимателей, готовых к росту и масштабированию, высоко ценится акселерационная программа "Формула роста", которая позволяет им за девять месяцев проаудировать текущее положение бизнеса, разработать дорожную карту устранения проблем и определить приоритетные направления развития в ходе личных трекинг-сессий.
В 2022 году мы запустили обучающий курс на платформе Stepik для преподавателей, которые хотят работать по учебным программам для предпринимателей. На этом курсе можно бесплатно узнать о современных технологиях работы с предпринимателями и внедрить инструменты в свой текущей курс или создать с нуля новый.
Актуальна как никогда и информационная поддержка. Здесь нам помогают наши портал, сайт, социальные сети.
– Существует ли какой-то алгоритм для запуска и успешного ведения социального бизнеса?
– Ориентация в работе на реальные нужды людей, пожалуй, самое важное в социальном предпринимательстве. Второй ключевой элемент – предпринимательский подход: способность формировать самоокупаемые предприятия, налаживать взаимоотношения с клиентами, продвигать свои продукты и честно конкурировать. Что касается алгоритма создания социальных предприятий, то наш фонд, суммировав успешные практики, создал в Лаборатории социального предпринимательства ряд образовательных курсов, которые как раз направлены на устойчивый старт и развитие проектов в сфере социального предпринимательства.
– Социальный предприниматель в России – какой он?
– В 2018 году по заказу фонда было проведено исследование, в ходе которого стало ясно, что социальные предприниматели – это особая группа предпринимателей, которая имеет отличия как от "традиционных" бизнесменов, так и от населения страны в целом.
Самый сильный драйвер для них – желание реализовать определенную идею, лежащую, как правило, в области решения актуальных социальных проблем, а также стремление к самостоятельности и независимости, к развитию собственного пространства для реализации. При этом в мотивации предпринимателя ярко выражена ценность заботы о других людях. Еще мотивом к созданию своего предприятия оказывается невозможность получить какую-то очень важную и нужную услугу или товар надлежащего качества.
В нашей стране социальное предпринимательство – зачастую семейный бизнес. И в половине случаев возглавляют его женщины. Так, среди социальных предпринимателей, поддержанных фондом "Наше будущее", их 61%.
Что касается возраста, социальное предпринимательство требует определенного жизненного опыта, профессиональных навыков и энергии, готовности рисковать. Возможно, поэтому, согласно нашему опросу, порядка 70% предпринимателей – люди 36-55 лет. Около 15% составляют те, кому до 35 лет. И 15% – старше 55 лет.
Сфера интересов социального предпринимателя в России широка, но чаще всего это проекты частных детских садов и школ, спортивных кружков, медицинских клиник, частных музеев и центров досуга.
Однако портрет был бы неполным, если не добавить к нему особую черту, объединяющую всех социальных предпринимателей. Это их сильное чувство ответственности, так как они движимы идеей оказания общественного блага, а не извлечения прибыли. Коммерческая сторона социального бизнеса – лишь инструмент, который позволяет оказать пользу большему числу благополучателей в долгосрочной перспективе.
Дата публикации: 17 июня 2022
#наталия зверева #интервью #наталия зверева фонд наше будущее364 2