Все это не о нем: 10 главных заблуждений о социальном предпринимательстве
Когда не люди служат деньгам, а деньги служат людям, мы имеем дело с особым видом бизнеса. Социальное предпринимательство — явление для нашей страны довольно новое, а потому не всем еще понятное. Кто-то путает такие предприятия с некоммерческими организациями, а кто-то уверен, что речь идет о социальном медиамаркетинге. Мы решили составить своеобразный топ-10 самых распространенных заблуждений и рассказать о том, чем НЕ является социальное предпринимательство.
Бизнес нового тысячелетия совсем не то же самое, что коммерческая деятельность предыдущих поколений. Разумеется, миллениалы, как и их предки-купцы, заинтересованы в прибыльности своих предприятий. Но деньги постепенно становятся не целью, а средством «переформатирования» социальной среды. Бизнес, решающий важные общественные проблемы, — это и есть социальное предпринимательство. С чем его не нужно путать? Ниже — десять ответов на этот вопрос.
1. Социальное предпринимательство — это НЕ «Фейсбук».
Самая распространенная ошибка — считать, что социальное предпринимательство имеет непосредственное отношение к соцсетям в целом и к социальному медиамаркетингу в частности. На самом деле этот вид бизнеса связан с «Фейсбуком», «ВКонтакте» и другими интернет-платформами не больше, чем иные формы деловой активности. Социальные предприятия — это финансово устойчивые бизнес-проекты, которые приносят пользу обществу. Но стоит заметить, что многие из них используют технологии SMM-продвижения для «раскрутки» своих товаров и услуг в том же самом «Фейсбуке» и других соцсетях.
2. Социальное предпринимательство — это НЕ предпринимательство-«лайт».
Если кто-то считает, что определение «социальный» подразумевает облегченный режим ведения бизнеса и некие преференции, то он очень ошибается. Добиться успеха даже «обычному» коммерческому стартапу весьма непросто. А уж социальным предпринимателям сложно вдвойне. Им важно не просто удержаться на плаву в финансовом плане, но и получать достаточно прибыли, чтобы решать важные общественные задачи.
3. Социальное предпринимательство — это НЕ сбор благотворительных средств.
Конечно, социальный предприниматель с удовольствием возьмет «бесплатные» деньги — то есть гранты или пожертвования, если подвернется такая возможность (любой бы воспользовался таким шансом!). Но такие подарки, скорее, исключение. Правило же — зарабатывать деньги самостоятельно, продавая собственные продукты или услуги. Поэтому социальные предприниматели фокусируются на финансовой стабильности своих предприятий.
4. Социальное предпринимательство — это НЕ некоммерческий концепт.
Многие ошибочно относят социальные предприятия к сектору НКО. Безусловно, некоммерческие организации по закону могут заниматься предпринимательской деятельностью — если это служит достижению целей, с которыми они были созданы, и если подобные задачи упомянуты в учредительных документах. Но все же сфера социального предпринимательства гораздо шире сектора НКО.
5. Социальное предпринимательство — это НЕ антикоммерческий концепт.
Социальные предприниматели должны зарабатывать деньги во многом, как и обычные бизнесмены. Но смысл деятельности социального предприятия не сводится к получению прибыли, он — в реализации социальной миссии, решении или смягчении той или иной социальной проблемы, а коммерческий механизм — возможность обеспечения финансовой устойчивости решения поставленной социальной задачи.
6. Социальное предпринимательство НЕ «моральный антипод» обычного бизнеса.
Традиционные коммерческие предприятия могут приносить немалую пользу обществу. Титаны индустрии часто сосредоточены на внедрении инноваций, которые облегчают жизнь многим людям. Поэтому обычный бизнес и социальное предпринимательство не противопоставляют себя друг другу в моральном смысле.
7. Социальное предпринимательство — это НЕ причуда миллениалов.
Идея использования инноваций и инструментов бизнеса для улучшения жизни стара как мир. Поэтому было бы ошибкой думать, что концепцию социального предпринимательства придумали лишь в третьем тысячелетии. Просто миллениалы расширили поле деятельности для проектов подобного рода.
8. Социальное предпринимательство — это НЕ прерогатива молодых профессионалов.
Бизнесмены новой формации стоят на плечах предыдущих поколений. Нынешние социальные предприниматели получили импульс от представителей «старой школы» — в особенности от тех, кто воплощал в жизнь самые прогрессивные идеи своего времени. Многие бизнесмены старшего поколения и по сей день с успехом реализуют социальные проекты, меняющие мир.
9. Социальное предпринимательство — это НЕ КСО.
Обычные коммерческие корпорации уделяют немало внимания своей репутации. Именно поэтому традиционный бизнес стал стремиться к бОльшей социальной ответственности. Многие предприятия принимают на себя добровольные обязательства по улучшению жизни своих работников и общества в целом. Это называется корпоративной социальной ответственностью (КСО). Однако главной мотивацией в реализации таких программ, как правило, является защита бизнеса от дополнительных рисков, усиление бренда, привлечение клиентов и в конечном итоге увеличение доходов компании. Для социального предпринимателя его социальное служение является неотъемлемой и главной частью бизнес-мотивации.
10. Социальное предпринимательство НЕ ограничивается узкой сферой деятельности.
Делать мир лучше можно самыми разными способами: кто-то снабжает жителей пустынных регионов питьевой водой, кто-то производит органически чистые продукты, открывает рабочие места в депрессивных районах, помогает инвалидам успешно интегрироваться в общество и так далее. Социальные стартапы возникают практически в любой сфере человеческой деятельности. Главное — чтобы эти проекты приносили реальную пользу людям и постепенно меняли жизнь к лучшему.
Автор: Татьяна Гуторова
Дата публикации: 10 января 2017
#своими словами1971 169