Алексей Маврин: «Хочу, чтобы старость в России перестала пугать…»

Свой первый пансионат для пожилых людей Алексей Маврин открыл в Санкт-Петербурге в 2008 году. Спустя восемь лет после своего запуска Социальный гериатрический центр «Опека» — первая в Северо-Западном федеральном округе и крупнейшая в России сеть частных пансионатов для пожилых людей. Сегодня в нее входит 8 пансионатов, общая вместимость которых — более 300 мест, а стоимость проживания в пансионатах сети от 1600 рублей в сутки. В «Опеке» обеспечиваются круглосуточный социальный уход, питание, контроль за состоянием гостей, программы восстановительного лечения, работа с психологом, бытовая реабилитация, арт-терапия, организация досуга и праздников и многое другое. О том, с чего начинался проект, рассказывает его основатель и руководитель Алексей Маврин.

Началось все, как и у многих других моих коллег, спонтанно. Как-то раз на городском празднике мне довелось поработать волонтером — мы помогали одиноким старикам. Ходили по домам, делали какие-то самые элементарные бытовые вещи. Тогда я столкнулся лицом к лицу с одинокими пожилыми людьми, увидел, как они нуждаются — не столько в профессиональной заботе, сколько в обычном человеческом общении. Чтобы было с кем поговорить, поделиться переживаниями… Меня это сильно задело, и захотелось что-то сделать, чтобы им помочь.

Все первоначальные проблемы возникали просто от недостатка знаний, опыта. Самый сложный момент заключался в том, что мы старались сделать все как можно быстрее, но на практике первые шаги требовали больших усилий, и вперед мы двигались медленнее, чем хотелось. Основная идея проекта «Опека» — чтобы старость в России перестала пугать. Старость не безысходность. Пожилые люди должны быть уверены, что у них будет максимально наполненная при их физических возможностях жизнь. Кто-то замечательно сказал: «Чем больше человек стареет, тем сильнее привязывается к жизни, как к старому другу».

В 2008 году мы назвались «Всегда рядом» и начали свою деятельность с предоставления услуг сиделок в больницах. Традиционно в медицинских учреждениях с осторожностью относятся к новичкам, и мы решили сосредоточиться на оказании патронажных услуг пожилым людям на дому. Получили опыт, провели расчеты. Они показали, что оплата за пребывание наших подопечных в частном пансионате с круглосуточным уходом дешевле, чем оплата услуг постоянной сиделки. И это при серьезном росте качества и количества услуг, гарантий здоровья и безопасности.

До открытия первого пансионата в 2009 году я уже имел опыт предпринимательской деятельности и средства для запуска проекта. Тогда в него мало кто верил, и поддержки мы не нашли. Бизнесменов не привлекал низкий уровень рентабельности социального бизнеса — до 20%. Государство с опаской смотрело на частника.

В нашем обществе пока еще действует жесткий стереотип: за пожилыми родственниками обязаны ухаживать родные и близкие! И отдать старика куда-то на проживание — значит отказаться от него: сдать, спихнуть, бросить. Признаюсь, когда я начинал заниматься уходом за пожилыми людьми, то тоже думал, что дома бабушкам и дедушкам лучше, но потом убедился, что бывает по-разному. Многим даже не приходит в голову, что в домашних условиях далеко не всегда можно создать необходимые для пожилого человека психологические условия, обеспечить требуемый уход и профессиональную бытовую реабилитацию после перенесенных инсульта, инфаркта и других тяжелых заболеваний.

Ситуации бывают разные. Представьте: пожилой, немощный человек живет один в квартире. К нему приходят родственники: кормят, переворачивают в постели, меняют памперсы, но это бывает всего несколько раз в день. К тому же, человеку без специальных навыков и оборудования в одиночку ухаживать за тяжелобольным родственником чрезвычайно сложно. С другой стороны, человеку преклонного возраста находиться целый день одному, лежа в кровати, тоже не сладко. Если пожилой человек живет вместе с  семьей, то часто возникает другая проблема — кто-то из близких вынужден отказываться от полноценных работы или отдыха. Кроме того, многие пожилые люди начинают стесняться своей беспомощности и страдают от этого. У меня самого бабушка, которая живет с родственниками, стесняется признаться, что ей, например, тяжело самой подстричь ногти на ногах или помыться в душе. Когда человек попадает к профессионалам — к медикам, к психологам, — он становится гораздо свободнее, с большей благодарностью воспринимает заботу о себе.

При этом, когда мы начинали, альтернативы практически не было: либо больница, где вообще-то стариков стараются долго не держать, либо дом, где кому-то приходится отказываться от работы, полноценного отдыха и полностью посвящать себя заботам о пожилом человеке.

Многие пожилые люди — особенно те, у кого есть серьезные проблемы с передвижением, фактически замурованы в четырех стенах. Для них даже поход к врачу — значимое событие в жизни: они там встречаются, общаются и получают медицинскую помощь. В наших пансионатах происходит то же самое, только в качественно иной форме — люди получают квалифицированный социальный уход и медицинские услуги, находятся в коллективе и, что особенно важно, перестают чувствовать себя обузой для родственников. У человека пробуждается интерес к жизни, который является, по сути, самым лучшим лекарством.

Часто в первый раз люди привозят к нам пожилых родных на месяц или «на каникулы» в пору отпусков, когда хочется уехать на отдых, а оставить бабушку или дедушку не с кем. Потом, после возвращения, они забирают человека домой или же решают оставить его и дальше в пансионате, потому что видят, что так ухаживать сами они бы не смогли. Получается, что и в нашем деле существует сезонность. Все пансионаты «Опеки» небольшие. Оптимальный вариант — на 40-70 человек. Такие «аккуратные» дома удобны в использовании и для подопечных, и для персонала. Собственно, аккуратность и вдумчивость — главное в любом бизнесе, особенно в социальном. Весь персонал у нас разделен на две части: медики (сестры, врачи с опытом работы в больницах) — такие, что прошли огонь, воду и медные трубы, и сиделки. В сиделки мы набираем либо людей с медицинским образованием, либо тех, у кого есть достаточный опыт общения с пожилыми людьми. К отбору персонала мы относимся очень внимательно. Каждый второй претендент отсеивается на уровне собеседования. Кроме того, мы уделяем большое внимание обучению своих сотрудников. Тех, кто нам подходит, мы не зачисляем в штат сразу. У новичков есть месяц, в течение которого они регулярно бывают в пансионатах, смотрят, примеряются, учатся. К каждому новому сотруднику прикрепляется наставник, помогающий войти в курс дела. Если за месяц человек не передумал и мы поняли, что он нам подходит, человек приступает к работе.

С самого начала мы уделяем особое внимание качеству обслуживания. Прежде всего стараемся до мелочей продумать, что важно и нужно пожилому человеку: забота, уход, покой, уют, общение, рациональное питание, размеренный распорядок дня, квалифицированная медицинская помощь и так далее. Кроме того, человек должен чувствовать, что его здесь ценят как личность, что он – не обуза. Мы тщательно анализируем успешный зарубежный опыт в гериатрии и стараемся применить его в России — с поправкой на менталитет наших людей.

Пожилые люди в каком-то смысле как дети. Им нужно внимание. Знаете, почему, порой, одинокие пенсионеры так стремятся в больницу, подчас выдумывая несуществующие болячки? Ведь их там родственники навещать будут.

Поскольку большинство пожилых людей, проживающих в наших пансионатах, имеют несколько хронических заболеваний, им необходимо постоянное врачебное наблюдение, которое мы обеспечиваем. Кроме того, нашим подопечным предлагается поддерживающая терапия. Должен отметить, что в пансионатах «Опека» используется сложное современное оборудование. Так, для проживающих установлены многофункциональные прикроватные мониторы, которые предназначены для отслеживания важнейших физиологических параметров пациента.

Впрочем, мы сознательно не используем слово «пациент», так как не хотим делать акцент на болезнях. Называем всех подопечными, проживающими, а сиделки, бывает, мальчиками и девочками. И интерьер в комнатах создаем такой, чтобы пансионат напоминал не официальное учреждение, а дом. Словом, создаем настроение. Нельзя считать, что пожилой человек — тот, что отжил свое, что уже не живет, а доживает. Даже в самом преклонном возрасте, при тяжелых болезнях можно найти радость в каждом дне. Кредо «Опеки»: подопечные должны жить как можно дольше и как можно лучше. Это наша репутация и наша основная мотивация.

Подготовил Андрей Золотарев

Дата публикации: 30 сентября 2016



 1521   192  
Хочешь получать свежие материалы?
Подписаться
Вам может быть интересно