Как ESG поможет соцпредпринимателям сотрудничать с крупным бизнесом

Крупный бизнес получает высокий ESG-рейтинг, если помогает развивать экономику в регионе присутствия. Социальные предприниматели могут предложить корпорациям проект взаимовыгодного сотрудничества – стать для них поставщиками товаров и услуг. В январе 2023 года ЦБ РФ опубликовал «Модельную методологию ESG-рейтинга». В перспективе компаниям могут присваивать отдельный рейтинг по аспекту «S», что повлияет на уровень их внимания ко всем социальным вопросам, как кадровым, так и доли их участия в региональном аспекте. Как оценивают S-повестку, рассказала Ирина Павлова, эксперт Фонда «Наше будущее».

Социальная составляющая концепции ESG

Приоритетной темой концепции ESG с самого начала была именно социальная составляющая – её обозначают буквой S. Зарубежные эксперты рассматривают S-повестку в двух направлениях: 

«Люди». Это меры, которые направлены на развитие и поддержку благополучия работников/ сотрудников компании («внутренняя S-повестка»).

«Процветание». Действия, которые влияют на благополучие общества в той степени, в которой компания на это способна («внешняя S-повестка»).

По сложившейся практике сами компании подразделяют свои программы на внутрикорпоративные и внешние, и отражают направленные ресурсы и достигнутые изменения в нефинансовой отчетности. 

Социальные предприятия, как субъект деятельности, могут выступать для крупного бизнеса прозрачным партнёром также в двух качествах. Первое – реализация региональных социальных программ. Второе – участие в качестве поставщика в цепочке ответственных закупок. Подобное партнёрство позволяет достигнуть лучших результатов проектов и программ, так как влияет на рост горизонтальных связей внутри регионов присутствия и приносит выгоду, в том числе нематериального характера. Крупный бизнес (РУСАЛ, НОРНИКЕЛЬ, Х5Group) уже начал отражать первые итоги такого взаимодействия с МСП по фактору «Взаимодействие с обществом».

 Что такое внешняя S-повестка

Основными критериями внутренней S-повестки являются уважение человеческого достоинства и равенство, разнообразие и инклюзивные практики, здоровье и благосостояние сотрудников, обучение новым навыкам с перспективой на будущее. Они важны для формирования корпоративной этики внутри компании.

Внешняя S-повестка, «Процветание», обеспечивает занятость и генерацию экономических благ, инновационное развитие по улучшению товаров и услуг, развитие сообществ и социальной жизнеспособности КСО.

Метрики для измерения достижения успехов по этому направлению в отчетности: 

– количество и доля вновь нанятых сотрудников, доход сотрудников за отчетный период (по полу, возрастным группам, показателям разнообразия и регионам);

 – прямой экономический эффект от производства и распределения экономических благ (выручка, операционные расходы, зарплаты и привилегии сотрудников, выплаты поставщиков капитала, выплаты государству, инвестиции в местное сообщество); 

– капитальные затраты (без амортизации);

– затраты на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР); 

– сведения об инвестициях в инфраструктуру и поддержку сферы услуг, их влияние на сообщества и местную экономику; 

– оценка непрямого экономического воздействия организации;

– доля дохода, направленного на создание конкретных социальных благ и противостояние вызовам устойчивого развития; 

– объем инвестиций, направленных на реализацию S-повестки ESG; 

– объем дополнительных налоговых поступлений в результате деятельности компании от других налогоплательщиков (включая НДС и налоги, взимаемые с работников).

Кто присваивает ESG‑рейтинги в России

ESG‑рейтинги в России присваивают как кредитные рейтинговые агентства (КРА), так и финансовые и нефинансовые организации. Однако только 4 отечественные КРА опубликовали свои методологии. Это «Рейтинговое агентство «Эксперт РА», «Аналитическое Кредитное Рейтинговое Агентство», «Национальное Рейтинговое Агентство», «Национальные Кредитные Рейтинги».

Единства в подходе по оценке S-аспекта у данных агентств нет. В методологиях этих компаний:

- итоговый вес оценки по S-аспекту от 33,3 (1/3) до 45 % в общей оценке ESG, в зависимости от категории компании (финансовая/нефинансовая) и рейтингового агентства; 

- фактор «Взаимодействие с обществом» S-аспекта в той или другой трактовке присутствует во всех методологиях. Его вес в оценке S-аспекта не более 10 %;

- возможности применения экспертных корректировок, которые применяются к базовой оценке. Как правило, именно через этот блок информации косвенно можно понять какие подфакторы оценивают эксперты;

- оценка по запрошенным в компаниях документам, открытым данным, в том числе нефинансовым отчетам, отчетам по устойчивому развитию, публикациям в СМИ, самостоятельное мнение агентства.

Когда появится единый стандарт

Ориентир оценки в нашей стране – информационные письма Банка России № ИН-06-28/49
от 12.07.2021 г. и № ИН-06-28/96 от 16.12.2021 г. 

В документах в числе социальных факторов рекомендуется принимать во внимание, в том числе, условия труда, охрану здоровья, обеспечение безопасности труда, вопросы гендерного, возрастного разнообразия персонала, привлечение на работу инвалидов и людей с ОВЗ, управление человеческим капиталом, вопросы оплаты труда, социальные программы для трудового коллектива, взаимоотношения с профсоюзами. К этой же категории относят соблюдение прав местного населения, ведущего традиционный образ жизни, и воздействие на уязвимые группы потребителей. Важными вопросами могут быть взаимодействие с местными сообществами и развитие регионов деятельности компаний.

По мнению регулятора (Центральный Банк), для пользователей ESG-рейтингов наибольшую ценность имеет не сводный рейтинг, а отдельные характеристики каждой компоненты – E, S и G – оцененные по единообразной шкале.

Гармонизация подходов к ESG-оценке в России, ожидает регулятор, начнётся в 2023 году. В следующие 2–3 года ЦБ РФ планирует наблюдать за тем, как будут применять его рекомендации.

Соцпредпринимателям стоит увидеть себя в роли поставщика продукции или услуг для крупного бизнеса. Уже сейчас для развития малых и средних предприятий с целью их потенциального участия в закупках товаров, работ и услуг успешно работают программы «выращивания».

Дата публикации: 31 мая 2023

#ESG #социальное предпринимательство #фонд наше будущее #устойчивое развитие

 625   3  
Хочешь получать свежие материалы?
Подписаться
Вам может быть интересно