Правила жизни Билла Дрейтона
Билл Дрейтон — социальный предприниматель, основатель и председатель некоммерческого фонда «Ашока. Инновации для общества», занимающегося поиском и фондированием социальных предпринимателей по всему миру. Билл Дрейтон получил степени в Гарварде и Оксфорде, диплом доктора права в Йельском университете. Затем проработал 10 лет в компании МакКинзи и в организации, занимающейся защитой окружающей среды.
Фонд «Ашока», созданный Биллом Дрейтоном в 1980 году, одним из первых начал поддерживать социальные предприятия по всему миру. С тех пор поддержку «Ашоки» (стипендии и консультации профессионалов) получили более 1800 социальных предпринимателей из 60 стран. Начинал «Ашока» с бюджета 50 тыс. долларов США, а сегодня под управлением фонда 30 млн долларов. Имя Билла Дрейтона упоминают в одном ряду с такими лидерами, изменившими США и мир, как основатель Google Сергей Брин, создатель компании Apple Стив Джобс и владелец Microsoft Билл Гейтс. За годы работы по развитию социального бизнеса и инноваций Билл Дрейтон сформулировал ряд основополагающих для дела его жизни принципов.
1. Та цель, которую мы себе ставим: «мир, в котором каждый человек — агент социальных изменений»*, — останется недостижимой фантазией, пока юность не станет временем, когда человек может испытать, каково иметь возможность повлиять на нечто важное, изменить что-то в этом мире, приобрести навыки прикладной эмпатии, командной работы и лидерства.
2. Неважно, находится ли общество в тупике или перед ним открылись новые горизонты: ему нужен предприниматель, способный увидеть возможность и воплотить свое видение в реалистичную идею, затем — в реальность, потом — в новую модель поведения, принятую во всех слоях общества. Это и есть работа социальных предпринимателей.
3. Социальное предпринимательство — это поле, которое «Ашока» взращивает уже 27 лет. Оно помогает наиболее многообещающим идеям и социальным предприятиям начать свою деятельность, преуспеть и кооперироваться в рамках локального и глобального сообщества.
4. Как я понимаю слово «добро»? Это мир, в котором все без исключения проявляют друг к другу любовь и уважение, задействуя свою способность менять что-то к лучшему.
5. В своей работе мы используем четыре простых критерия, которые позволяют нам определить, кто такой социальный предприниматель:
- Креативность. Как в постановке цели, так и в поиске решений.
- Предпринимательские качества. Это самый сложный критерий. Главный признак социального предпринимателя в любом секторе — желание изменить всю систему. Вот что делает этих людей счастливыми и заставляет заниматься проблемой столько, сколько нужно. Они готовы постоянно менять идею, пока она не сработает, ведь если вы нацелены на структурные изменения, идея проходит через множество стадий. Сочетание креативности и предпринимательских качеств является наиболее редким. То, что я называю «моральной устойчивостью». Желая добиться изменений и увлечь людей своей идеей, помните, что у вас ничего не получится, если вам не будут полностью доверять.
- Социальная значимость идеи. Чтобы у идеи «были ноги», она должна быть убедительной для других людей, должна давать четкое понимание, сколько людей получат помощь и насколько помощь будет действенной.
6. «Ашока» служит осуществлению самой глубокой исторической трансформации общественного устройства после аграрной революции: перехода от мира, управляемого небольшой группой элиты, к глобальному обществу, в котором каждый является агентом изменений.
7. В нашей школе бытует представление о том, что нужно освоить некий круг знаний и связанные с ним правила, а затем повторять их. Вот это и нужно менять.
8. Наша самая большая проблема в том, что люди все еще не видят происходящих перемен. Как только они поймут, что мы переходим от мира повторений к миру изменений, роль социального предпринимателя станет очевидной.
9. Мир, где каждый является агентом изменений, вовсе не является нестабильным. Агент изменения получает удовлетворение от того, что отдает себя другим. А все мы знаем, что жизнь дающего — это более долгая, здоровая и счастливая жизнь.
10. Переход от мира, который является полем для небольшой группы игроков, к обществу, в котором каждый — агент изменения, освобождает людей в самом широком смысле этого слова. Люди получают свободу на деле проявить любовь и уважение.
11. 34% рабочей силы США составляют фрилансеры, так что в среднем человек за свою жизнь меняет работу 14–17 раз. Нужно готовить людей к тому, чтобы преуспевать в таких условиях, а это потребует больших инвестиций и значительного человеческого капитала, что породит новый источник рабочих мест.
12. Есть четыре навыка, необходимых для наступающей эпохи: умение жить, познавая и испытывая эмпатию, вести разнообразную командную работу, быть лидером совершенно нового типа и, собственно, менять что-то к лучшему. Эти навыки формируются в юности. Когда вы видите молодых людей, которые разработали собственную идею, построили собственную команду и сумели что-то изменить в своей школе или другой социальной группе, это и есть проявления данных навыков. Теперь они знают, что могут изменить мир.
13. Каждый ведущий социальный предприниматель привлекает к работе и курирует множество местных агентов социальных изменений, а те в свою очередь становятся ролевой моделью для тех, кто хочет менять мир к лучшему, в своем кругу.
14. Самый эффективный способ для общества вернуться к здоровому балансу (использовать больше человеческого труда и меньше природных ресурсов) — это послать простой финансовый сигнал: сделать трудоустройство дешевле, а природные ресурсы — дороже, то есть уменьшить налог на заработную плату и увеличить налог на использование природных ресурсов.
15. Человек не может вдруг стать предпринимателем, это должно быть внутри него и основываться на его личном опыте. Обычно люди должны проработать достаточно долго (8–10 лет) в определенной области, чтобы понять необходимость структурных изменений. Только когда вы будете досконально знать предмет, вы сможете увидеть то, что станет следующим шагом, что действительно сработает. Социальный предприниматель постоянно прислушивается к своему окружению со всеми его особенностями и культурными различиями и подгоняет свою идею к своей культуре в конкретный исторический момент, заставляя ее работать.
16. Россия — высокоразвитое общество с хорошо образованным населением. Я съем этот стол, если у вас нет социальных предпринимателей!
*Агенты изменений (агенты социальных изменений, агенты перемен) — люди, общественные движения и организации, деятельность которых влечет социальные изменения.
Автор: Мария Иванова
Дата публикации: 21 февраля 2017
#своими словами2577 50