Король красоты: как гример из Рязани покорил Голливуд и создал бизнес-империю

Кто же не слышал о косметике Max Factor? Наверное, нет такой женщины в мире! Но гораздо меньше прекрасных дам знают, что основателя бренда, знаменитого голливудского волшебника Макса Фактора, на самом деле звали Максимилиан Абрамович Факторович. И был он подданным Российской империи, гримером и продавцом косметических средств из Рязани. Рассказываем удивительную историю "маленького Геркулеса", родоначальника мейкапа и создателя косметической империи.

Работал с 7 лет

Максимилиан родился 5 августа 1877 года в небольшом городе, который тогда находился на территории Российской империи, а сейчас – в Польше. Семья была большая – больше 10 детей! – и, как следствие, бедная.

В 7 лет он уже работал, продавая в театральном фойе родного городка апельсины и леденцы. Через год стал помощником фармацевта, а в 9 лет - косметолога. В 14 лет он переехал в сердце царской России – в Москву, чтобы работать помощником гримера в опере. Вообще, эта любовь к театру будет сопровождать и вдохновлять его всю жизнь.

"В 18 лет он попал под призыв и на 4 года загремел в госпитальный корпус, где работал медбратом. "Мне не нравилось, но я многому научился", – скажет потом гений макияжа", – так описывает этот период биограф короля женской красоты Фред Э. Бастен в книге "Макс Фактор".

После демобилизации в 1895 году Факторович решил, что пора прекратить работать на других людей, нужно начинать свое дело. И действительно открыл в Рязани свой магазинчик, где продавал румяна, кремы, парфюм и парики собственного изготовления. Кстати, дом, в котором был магазин, существует до сих пор – в нем располагается музей "Исторический салон "Аромат времени", где гостям рассказывают о первом владельце бутика, духах и трендах конца XIX века.

Гример царского двора

Магазин процветал, созданные руками Факторовича косметические средства были востребованы у рязанских дам. Но однажды в Рязани остановилась столичная театральная труппа, которая оценила косметику, и после восторженных отзывов талантливого косметолога пригласили в Санкт-Петербург.

Он снова работал в театре. Загримированные Факторовичем актеры выступали даже перед Николаем II. Постепенно Максимилиан переключился на индивидуальное консультирование и создание косметических средств на заказ для высшего света. А по легенде и для царской семьи.

Причем он не просто продавал пудру или румяна, а еще и объяснял титулованным клиенткам, как ими пользоваться, чтобы подчеркнуть достоинства и скрыть недостатки внешности. Именно в этом было его отличие от других, и именно на этом принципе "умного использования косметики" в дальнейшем и построена была его империя.

Он прожил в Петербурге пять лет, именно там он вступил в брак, родились два сына и дочка. И все было бы прекрасно, но дело было накануне революции 1905 года, нарастали антисемитские настроения, жить стало откровенно небезопасно. И Максимилиан решил эмигрировать в США. Именно там, благодаря таможеннику, которому было лень писать "Максимилиан Факторович", он и стал сокращенно Максом Фактором.

В Городе ангелов

Жизнь в Америке началась для Макса радужно — его кремы и румяна имели успех на Всемирной выставке в Сент-Луисе, в семье родился четвертый ребенок — сын Фрэнк, будущий приемник Макса.

Но дальше началась черная полоса. Сначала Макса обокрал партнер по бизнесу. А вскоре умерла жена и он остался один с 4-мя детьми. Вщзможно, чтобы забыть все плохое в 1908 году Макс Фактор и переехал в Город ангелов, где создавался мир кино. "Здесь он начал совершенствовать грим и парики, которые делал из натуральных волос. Парики были столь натуралистичны, что их брали в аренду для съемок, а чтобы следить за их сохранностью, Макс Фактор предложил использовать в массовках своих сыновей, которые в конце съемочного дня аккуратно их собирали и возвращали отцу на хранение. Один такой парик мог состоять из более 135 тысяч волосков, вшитых вручную", – пишет Фред Э. Бастен.

Гримеры начала золотого века Голливуда столкнулись с серьезной проблемой. Обычный театральный грим (к слову, он тогда состоял из муки, разведенной водой, иногда с добавлением тертого кирпича или жира) на экране выглядел отвратительно и неестественно. От мимических движений он трескался. Однако кожа Жозефины Данн, исполнявшей главную роль в фильме "Пленительная юность", была роскошна. Оказалось, все дело в тональном креме Grease Paint Foundation Макса Фактора. Крем был похож на современный: продавался в тюбике и, как утверждалось, был "гибким" на коже. Как только о нем узнали голливудские дивы, Макс был обречен на успех.

Его клиентами были Чарли Чаплин, Марлен Дитрих, Грета Гарбо, Ава Гарднер и другие звезды. Они не только приветствовали новый, тонкий и многотональный грим, но и просили Фактора лично накладывать макияж перед съемками.

Роскошные женщины создают себя сами

Макс был совсем небольшого роста – чуть более 150 см. За это в Голливуде его прозвали  "маленький Геркулес". Говорил он с сильным русским акцентом. Однако все это не помешало ему стать творцом звезд кино. Так, из молодой актрисы Джин Харлоу он сделал первую в мире "платиновую" блондинку, а затем разработал отдельную линию макияжа для такого типа внешности. Джин Харлоу стала суперзвездой, и тысячи женщин по всему миру начали копировать ее внешность.

Однако он мечтал делать красивыми не только звезд, а всех женщин на свете. Макс считал, что главное не деньги и слава, он верил, что его косметика принесет любовь и счастье тысячам самых обычных женщин! Тогда он начал продавать тени и карандаши для бровей. Впервые эти вещи вышли за пределы киноиндустрии. А вскоре запустил полную линию косметики, которую сам называл "мейкап".  

Он создал первые искусственные ресницы, крем, осветляющий кожу, придумал помаду, которая не таяла от жары, а потом и первый блеск для губ.

А еще он придумал прибор – микрометр красоты. Внешне прибор, который надевался женщине на голову и состоял из множества продольных и поперечных металлических линеек, напоминал об инквизиции и выглядел устрашающе. Однако цель его была проста – измерить параметры лица и определить, как они соотносятся со стандартами, чтобы после этого можно было с помощью макияжа скорректировать выявленные недостатки.

Но популярностью прибор не пользовался – после измерений лиц первых кинокрасавиц оказалось, что все они с изъянами, совершенных нет! Осознав это, Фактор пришел к выводу, который сделал рекламным слоганом компании: "Роскошные женщины создают себя сами".

Волшебная история жизни

В 1935 году Фактор представил новый макияж "рancake", который изобрел под технические требования цветного кинематографа. С ним лица актеров даже крупным планом выглядели на экране естественно. Впервые его использовали в фильме "Vogues of 1938", а в титрах первый раз появилась фраза: "Макияж от Макса Фактора". Это был невероятный успех! Новый продукт настолько понравился актрисам, что они стали краситься им и вне съемочной площадки, а вслед за ними новинку оценили и другие женщины.

Компания красоты процветала. При этом преуспевающий бизнесмен никогда не забывал снежную Россию. Илья Ильф и Евгений Петров, путешествуя по Америке, очевидно, встретили его. "Сейчас Макс невероятно богат и любит рассказывать посетителям волшебную историю своей  жизни, – написали они в книге "Одноэтажная Америка". – А если случайно посетитель родом из Елисаветграда, Николаева или Херсона, то он может быть уверен, что счастливый хозяин заставит его принять на память  большую банку крема для лица или набор искусственных ресниц, имеющих лучшие отзывы Марлен Дитрих или Мэрион Дэвис".

Максимилиан Факторович, или Макс Фактор, умер на вершине успеха в 1938 году. Его место занял старший сын Фрэнк. Он поменял имя, стал именовать себя Макс Фактор-младший, и продолжил дело отца.

Дата публикации: 2 июня 2022



 2276   5  
Хочешь получать свежие материалы?
Подписаться
Вам может быть интересно