5 соцпредприятий, работающих в сфере туризма
За первое полугодие 2025 года в России было создано более пяти тысяч новых субъектов малого и среднего бизнеса в сфере туризма. Таким образом, общее число туристических МСП в стране достигло почти 76,5 тыс., а их выручка по итогам 2024 года превысила 1 трлн рублей. Об этом сообщается на сайте Минэкономразвития. Портал «Новый бизнес» сделал подборку социальных предприятий, работающих в сфере туризма.
1. Туроператор «Клуб путешественников «Росомаха» на Камчатке организовывает туристические маршруты для людей с ограниченными возможностями здоровья, а также людей старшего возраста. Программа включает экскурсию по Петропавловску-Камчатскому, посещение музея вулканов «Вулканариум», пикник на альпийских лугах горного массива, посещение каньона «Опасный», рыбалку в Тихом океане. Маршрут адаптирован для маломобильных туристов.
2. Форт «Дёнхофф» – один из самых известных памятников военной архитектуры Калининграда. Сегодня крепость, которая когда-то использовалась для обороны Кёнигсберга, стала местом исторических реконструкций, экскурсий, квестов, фестивалей, концертов, выставок и лекций. Компания запускает и поддерживает проекты, которые способствуют сохранению исторического наследия. Например, туристов приглашают на экскурсию «Форт за закрытыми дверями», во время которой гостей ждёт рассказ о строительстве, обороне и жизни в форту, насыщенный легендами и фактами. И всё это в нерабочие часы музейного комплекса, когда его территорию покидают туристические группы и посетители.
3. Музейная фабрика пастилы в Коломне – музей, где можно увидеть процесс производства пастилы по старинным технологиям. Визитной карточкой музея стала театрализованная экскурсия с мастер-классом и чаепитием, которая демонстрирует кондитерское производство коломенского купца Карпа Фомича Чуприкова, основавшего конфетно-пастильное заведение в середине XIX века.
4. Производственно-туристический центр «Конаковский фаянс» в Тверской области возрождает традиции знаменитого Конаковского фаянсового завода. Ассортимент компании составляет более 600 наименований, ежегодно предприятие выпускает более 8,5 тысячи изделий. Большое внимание уделяется туристическому направлению. Здесь проходят экскурсии по предприятию, все желающие могут принять участие в мастер-классах по лепке изделий и их росписи.
5. Этнокомплекс «Ясна» в Чебоксарах – место, где можно погрузиться в атмосферу чувашской деревни XIX–XX веков. На территории комплекса есть музеи национальной одежды и музыкальных инструментов. Здесь проходят этнографические слёты и мастер-классы по народным промыслам. У гостей есть возможность принять участие в обрядах, например приготовлении пива или проводах в армию.
«В туристической сфере развиваются интересные социальные проекты. Какие-то из них направлены на то, чтобы путешествия стали более доступны для людей с ограниченными возможностями, какие-то – на сохранение истории и традиций. Такие проекты не только востребованы у туристов, но и решают актуальные проблемы современного общества. Сфера развивается, и хочется верить, что со временем такие компании появятся в каждом регионе», – отметила руководитель дирекции сопровождения проектов Фонда «Наше будущее» Екатерина Коренкова.
Фото: go2kamchatka.com, musey.kolomna-pastila.com, visitvolga.ru
Дата публикации: 18 июля 2025
#социальное предпринимательство #доступный туризм #сохранение культурных традиций33 0