Лауреат Нобелевской премии мира 2006 года Мухаммад Юнус ответил на вопросы портала «Новый бизнес: социальное предпринимательство»
В своем выступлении на круглом столе в Москве 3 апреля т.г. с участием представителей российских органов власти и финансового сектора основоположник системы микрокредитования, профессор, лауреат Нобелевской премии мира 2006 года Мухаммад Юнус отметил, что в России пора создавать бизнес нового типа – социальный. Корреспонденты нашего портала попросили прокомментировать г-на Юнуса, как он понимает социальный бизнес и кто, с его точки зрения, может считаться социальным предпринимателем.
«Вокруг много разных проблем: болезни, бедность, недоедание, безработица. Ко всем ним можно подойти... с точки зрения бизнеса, – ответил Мухаммад Юнус. – Например, чтобы справиться с бедностью, можно разработать программы микрокредитования или трудоустройства. Это будет бизнес-подходом, однако с намерением решить проблему, а не получить личную выгоду или преимущества. Именно это я называю социальным бизнесом. Всякого человека, который возьмется за подобную инициативу, можно назвать социальным предпринимателем.
Но социальное предпринимательство – более широкое понятие. Для того чтобы стать социальным предпринимателем, не обязательно вести бизнес. Сегодня я затрагивал только бизнес-ориентированную деятельность, бизнес-формат: так как бизнес должен окупаться, он не может позволить себе нести потери. Таким образом, это бизнес без потерь и без доходов. Так, например, если вы инвестируете миллион рублей, вы сможете получить обратно только один миллион рублей, не более этого. Потому что все направлено на решение проблемы. В конце концов, для компании имеет значение только то, какое воздействие она имеет на жизни людей. Ее не должны интересовать личная или финансовая выгода в результате деятельности. В этом состоит основная идея социального бизнеса.
Социальный бизнес можно создать в любой сфере. Вопрос только в определенном мышлении. Как я уже сказал, мы теперь можем говорить о двух типах бизнеса: о бизнесе, который направлен на получение прибыли, и о бизнесе, который должен изменить мир к лучшему. Микрокредитование может стать таким социальным бизнесом, если деятельность микрофинансовой организации ведется не ради получения прибыли, а чтобы помочь бедным преодолеть бедность».
Подробно о визите М. Юнуса в Россию читайте на портале «Новый бизнес: социальное предпринимательство»
Фото редакции
Дата публикации: 3 апреля 2008
1537 35