Польша. Особые дети лечатся театром
В Бресте прошел ХII фестиваль «особых» театров «Непратаптаны шлях». Фестиваль - это не только показы спектаклей и гала-концерт, но и встречи, и мастер-классы, и обмен опытом. Постоянный гость фестиваля – руководитель театральной группы из Польши Януш Шимански
Януш Шимански - член совета консультантов фестиваля. В этот раз в один из фестивальных дней он проводил мастер-классы по работе с предметом в любительском театре. С 1986 года он занимается паратеатральными техниками в области театра, экспрессии тела и движения. С 1995 года является организатором и ведущим общенациональных и международных театральных мастерских «Диалоги» в Радзыне-Подляском. Преподает в Люблинском университете «хореотерапию». Проводит международные практические занятия и мастер-классы в области работы с телом в Польше, Германии, Украине, Венгрии, Беларуси, Румынии.
«Я занимаюсь просто театром, - говорит Шимански. - Поэтому для меня нет абсолютно никакой разницы - работаю ли я с инвалидом или со здоровым. Да, у инвалида есть определенные ограничения. От другого человека мы можем требовать немного больше. Но это не значит, что мы не можем требовать этого от человека с нарушениями.
Театр, в котором задействованы люди с инвалидностью, одновременно может быть и терапией, и искусством. Все зависит от инструктора, который работает с этими людьми. Публичное выступление для любого человека в некотором роде лечение. Ведь, когда мы выходим на сцену, на нас смотрит зритель, оценивает и делает определенные выводы. А для ребенка, не важно - здоровый он или инвалид, это всегда стресс на пределе эмоций. Кому-то это может помочь, но кому-то и навредить. Зрители не должны знать, что перед ними выступает особый театр. Лучший театр тот, в котором зритель не замечает инвалидности актеров».
Шимански отмечает, что не существует универсального рецепта, как работать, например, с людьми с синдромом Дауна или аутизмом: «Ты не найдешь его в Интернете. Информация всегда будет разной. И в университете этому не учат. Каждый подбирает тактику, ориентируясь на человека. И это большое искусство - достучаться, подобрать роль, сделать так, чтобы актеры выполнили определенные задачи. И важно, чтобы педагог знал, для чего он это делает.
Важно создать привлекательный образ. Например, у одного нашего актера в обычной жизни никак не получалось научиться держать в руке ложку и есть суп. В спектакле у него была роль короля, а в руке он держал скипетр. Мы сказали, что ему нужно скипетром дотрагиваться до короны. С этим спектаклем мы год ездили по фестивалям. И в итоге заметили: ребенок научился есть суп! Потому что он не думает о том, что ему надо обязательно уметь держать ложку. Он же король! Поэтому у него мотивация: сыграть как можно лучше свою очень важную роль. А какая может быть мотивация, если человеку говорят: ешь суп?!»
Фестиваль «Непратаптаны шлях» в Люблине существует уже 26 лет. Он - один из элементов большого польского проекта по реабилитации. Потом такие фестивали стали проводиться на Украине и в Беларуси.
Источник: Вечерний Брест
Дата публикации: 28 мая 2016
#зарубежный опыт #инва #дети #театр #соцадаптация #реабилитация #польша1008 75