Берлинский саммит социального бизнеса: «Делай это радостно!»
5-7 ноября в Берлине проходил VII Глобальный саммит социального бизнеса-2015 (Global Social Business Summit) – форум, на котором собираются социальные предприниматели, гражданские активисты, ученые, государственных деятели со всего мира. Цель встречи - привлечь внимание к этой сфере экономики, продемонстрировать лучшие практики, способствовать плодотворным дискуссиям и сотрудничеству представителей сектора из разных стран.
Девиз нынешнего форума обозначен как «Создание мира без нищеты и безработицы». По словам его организаторов – профессора, лауреата Нобелевской премии мира Мухаммада Юнуса и главы креативной лаборатории «Грамин» Ганса Рейтца, обширная программа саммита составлена таким образом, чтобы оставить у его участников незабываемые и яркие впечатления – в соответствии с одним из принципов социального бизнеса: «Делай это радостно!». Насколько это удалось, рассказывают Ольга Рябова, Наталья Никитина и Ольга Попова-Качелкина - российских эксперты, побывавшие на мероприятии.
Приоритет номер ноль
Директор Института краткосрочных программ Финансового университета при Правительстве РФ, член Торгово-промышленной палаты РФ и независимый эксперт по социальному предпринимательству Ольга Рябова:
Сам саммит предваряли два события: Академическая конференция, которая проходила в Европейской школе менеджмента и технологии и Молодежный форум (Young Challengers Meeting). Пленарное заседание было посвящено центрам социального бизнеса во всем мире, панельная дискуссия – видам образовательных программ в области социального бизнеса.
В сентябре 2015 года ООН приняла программный документ «17 целей устойчивого развития» (Sustainable Development Goals), в котором названы главные экономические, социальные, экологические и управленческие проблемы человечества. На саммите обсуждали, каким образом социальный бизнес может способствовать достижению каждой из 17 задач.
На второй день к обсуждению подключился Мухаммад Юнус, который общался с участниками форума по видеосвязи. Он предложил переформулировать цели развития до более компактной формулы: нулевой уровень бедности, нулевой уровень безработицы и нулевой уровень выбросов CO2. Реализованы они должны быть к 2030 году – так же, как и 17 Целей устойчивого развития. Эти так называемые «три нуля» обсуждались во время саммита постоянно: на панельных дискуссиях, мастер-классах и неформальных встречах.
Не могли обойти участники проблему беженцев в Европе. Более того, это стало – темой №1 или - в терминологии саммита – «приоритет ноль», то есть высшего порядка. Это отличает нынешний форум от всех предыдущих: раньше встречи не проходили на фоне столь глобальной для принимающей страны социальной проблемы, поэтому на форуме была представлена масса проектов, связанных с беженцами: их проживанием, возвращением на родину, трудоустройством, образованием... Символично, что саммит проходил в здании старого аэропорта Темпелхолф, в ангаре №7, а совсем неподалеку - в ангаре №3 в это же время жили тысячи беженцев, другой ангар был подготовлен для приема новых волн.
На саммите была создана рабочая группа по проблеме беженцев. Ее возглавил астронавт Рон Гаран и директор Ars Electronica Solutions Майкл Бадикс. На протяжении трех дней они проводили встречи, на которых обсуждалось, как применять инструменты успешного социального бизнеса для снижения риска нищеты и безработицы среди беженцев. Это были закрытые обсуждения с участием узкого круга приглашенных экспертов, а их результаты представили всем участникам 7 ноября.
Были и другие темы – многие явились осознанным продолжением дискуссий предыдущих форумов. Например: стоит ли оценивать социальный эффект от проектов? Как это делать правильно? Градус дискуссии по этому, казалось бы, немного академическому вопросу – становится все выше с каждым годом. О динамике обсуждений свидетельствуют и темы с такими красноречивым названиями, как, например: «Социальное влияния: проклятие или лечение» («Social Impact: Curse or Cure?»).
Нынешний форум показал, что многие вопросы, поставленные в «17 целях устойчивого развития» и инициированные Мухаммадом Юнусом, пока не получили должного ответа. Скажем, поддержка социального бизнеса. Безусловно, делать она необходима, но, как показывает опыт многих стран, нецелевая, непродуманная помощь, во-первых, редко бывает эффективной и зачастую просто дискредитирует саму идею партнерства социального бизнеса и государства, во-вторых, в ряде случаев может – в стратегическом плане - навредить развитию сферы, приучая социальных предпринимателей к постоянному финансовому «допингу» со стороны доноров. Поэтому меры поддержки стоит тщательно просчитывать и привлекать к подготовке таких программ все заинтересованные стороны.
Очень много внимания уделялось психологическим аспектам социального бизнеса, а именно - необходимости развивать эмпатию, то есть сочувствие, искреннее неравнодушие к проблемам, которыми занимаешься. Этой теме, в частности, был посвящен доклад профессора Тани Зингер из лейпцигского Института Макса Планка (Max Planck Institute for Human Cognitive and Brain Sciences). Главный вывод: именно социальный бизнес этой природе соответствует природным гуманнистическим склонностям человека.
Как минимум, не отстаем
Директор по внешним коммуникациям АО «КРОС» Ольга Попова-Качелкина:
Впечатления от форума - самые позитивные. Если бы меня попросили назвать ключевое слово, это было бы слово «эмпатия». На форуме присутствовали не только представители социального бизнеса, но и артисты, музыканты. Среди выступающих представителей России не было, только - в зале. Но если были бы представлены наши кейсы, нам не пришлось бы стыдиться. Я не увидела в Берлине уникальных проектов, которых не было бы в России: проблемы, в общем, одни и те же, как и способы их решения. В том, что касается креативности проектов мы, как минимум, не отстаем от Запада.
На форуме было представлено много образовательных программ, немало говорилось о научных исследованиях в этой области. Выступали представители университетов из разных стран, говорили о социальных инновациях в образовании.
Меня интересует тема информационного освещения социального бизнеса. Побывав на саммите, могу сказать, что порталы «Новый бизнес. Социальное предпринимательство», а также «Социальная карта России» по очень многим параметрам не только не уступают, но и превосходят свои зарубежные аналоги.
Бизнес «глаза-в-глаза»
Директор некоммерческого партнерства «Город-музей» Наталья Никитина:
Участие в подобных мероприятиях я называю «кормить глаза» - отличная возможность получить очень много ценной информации и завезти полезные знакомства.
Например, я познакомилась с Энрико Тести, директором Центра социального бизнес Юнуса, университет Флоренции. Он является одним из ведущих экспертов по развитию городов, которые получают статус территории социального предпринимательства. Поскольку наши проекты в Коломне имеют общегородское значение, разговор с Энрико был для меня очень важен и интересен!
Работа на саммите представляет собой трехдневное «погружение» в сообщество социального бизнеса, в тему, в среду и многие вещи, до сих пор разрозненные начинают складываются в целостную картину, словно паззл. На все, что здесь происходит, что я узнаю, смотрю сквозь призму того, как смогу применить это в работе на своей территории. В конце ноября 2015 года мы собираемся провести яблочно-книжный фестиваль в Коломне. Первоначально мы задумывали его как лекторий для местных жителей. Однако, приехав с саммита, я решила изменить формат этого мероприятия на более практический – что-то вроде «бизнес-школы для бабушек».
На Берлинском форуме я узнала, что в мире нет одного, общего определения социального предпринимательства. И это многообразие подходов мне импонирует, ведь жесткие рамки не дают простора для вариаций и творчества. Для себя я сформулировала следующее определение: социальный бизнес – это бизнес сердцем, бизнес глаза-в-глаза. Это то, что ты делаешь для живых людей, для их повседневной жизни, чтобы они чувствовали себя защищенными и счастливыми.
На саммите много говорили об эмпатии. И не только говорили. Например, перед нами выступили сирийские артисты-беженцы. Было еще два очень интересных мастер-класса. На одном из них на участников надевали 3D-очки и они оказывались в доме, где живут сирийские беженцы. У меня было полное ощущение присутствия там. Другой мастер-класс назывался «Диалоги в темноте» (этот проект был представлен и в России – ред.). На три часа ты становишься слепым – существуешь в кромешной тьме, с палочкой. У нас, культурологов, это называется «экономика переживания». Без такого опыта невозможно до конца понять, что чувствуют незрячие. За эти очень непростые три часа мне несколько раз хотелось выйти из комнаты, спрятаться. Я давно собиралась сделать заказ продукции у нашего местного общества слепых, но все как-то не складывалось. После «Диалогов в темноте» приняла твердое решение сразу же по приезду сделать заказ и заодно закупочную цену повысить.
Подготовила Екатерина Савостьянова
Дата публикации: 17 ноября 2015
1388 170