Москва - доступа нет?
Доступность самого центра Москвы 16 сентября проверили участники акции «Доступ есть». Попутно они на себе ощутили, что к инвалидам в Москве относятся настороженно и недружелюбно, и что перемещаться по городу в инвалидной коляске пока возможно только в сопровождении помощников и в данном случае – в рамках единичной акции.
«Мы находимся в самом центре Москвы и при этом встретили очень мало доступных мест, - комментирует Екатерина Кронгауз. - Для нас перекрыли улицу, иначе бы мы не смогли попасть на другую сторону. Да, Москва не становится от этого доступнее, но мы будем проводить акцию и привлекать к ней внимание до тех пор, пока это не приведет к конкретным результатам» (АИФ).
Организаторы шествия выбрали довольно короткий маршрут — несколько километров от сада «Аквариум» на Маяковской до здания мэрии на Тверской, 13. Но даже его одолеть оказалось непросто. Всех инвалидов-колясочников сопровождали близкие — до Маяковской ведь тоже надо добраться.
Главным препятствием на пути шествия оказалась, как ни странно, Тверская улица. Перейти на другую сторону через подземный переход стало для людей в инвалидных колясках непосильной задачей — встроенный пандус и специальный спуск оказались неправильного размера. Правда, актер Артур Смольянинов все-таки предпринял попытку спуска, пытаясь удержать баланс на двух колесах, но в последний момент передумал, испугавшись падения.
В итоге сотрудникам ГИБДД пришлось перекрыть Тверскую на несколько минут, чтобы участники шествия все-таки смогли ее перейти. Невозможно представить, чтобы такие беспрецедентные меры были предприняты для одного инвалида-колясочника.
Большая часть городской инфраструктуры до сих пор закрыта для людей с ограниченными возможностями. Не удалось участникам шествия попасть в магазин мобильной техники «Мегафон». Не обнаружив на входе пандуса, инвалиды позвонили в дверь и обратились за помощью к менеджеру-консультанту. Тот вышел, но тут же исчез за дверями магазина и больше не возвращался. Позже выяснилось, что сотрудника крайне смутило множество людей на колясках, и он решил связаться с высшим руководством ("Известия").
Москва меняется к лучшему, но очень медленно, считают участники акции. Если у государства не доходят руки и решением доступности занимаются люди, сами никогда не сидевшие в инвалидном кресле, город никогда не станет доступнее. Не лучше ли наладить партнерство с некоммерческими организациями и теми социальными предпринимателями, которые не понаслышке знают, каких размеров должен быть пандус. Кстати, и Санкт-Петербург мало-помалу меняется. О доступности его культурных и туристических объектов не раз высказывались Мария Бондарь и Наталья Гаспарян, руководители специализированной туристической компании для инвалидов «Либерти».
Мнение эксперта Марии Бондарь:
"Заниматься инватуризмом в России невыгодно и, если вы все же решили работать с инвалидами, это возможно только с позиции социального предпринимательства. Сегодня одной из серьезных преград развития инватуризма в России является крайне малое количество гостиниц, готовых принять туристов-инвалидов. Но мы видим, как за 8 лет работы многие объекты: гостиницы, кафе и музеи поменялись. Сначала они шли нам навстречу, принимая колясочников (сотрудники музея, например, поднимали коляску на руках по лестнице), потом постепенно стали появляться подъемники, пандусы перед входом, в гостиницах и ресторанах появились доступные для инвалидной коляски туалеты. Инфраструктура тех мест, куда мы везли туристов, постепенно менялась. Так что стоит начать работать, и город поменяется вслед за вами".
Участники шествия наклеили на витрину магазина стикер с надписью «Доступа нет». Такие же стикеры получили также аптека «36,6», магазин одежды Timberland и кафе «Кофехауз». Пандусы обнаружились только в Сбербанке и «Шоколаднице».
Журналист Сергей Пархоменко рассказал, что был поражен неприспособленностью города к потребностям инвалидов.
— Почти никуда нельзя попасть, даже в аптеку, — возмутился Пархоменко.
По его словам, одним из немногих доступных мест был McDonalds на Пушкинской. Правда, ямы и выбоины у входа мешали к нему подъехать.
Один из участников акции, инвалид-колясочник Дмитрий рассказал, что в последние годы видны попытки властей наладить инфраструктуру для инвалидов.
— Но этим часто занимаются люди, которые плохо понимают, что нужно делать. Вот и получается, что пандусы есть, а пользоваться ими нельзя, — посетовал он.
Власти проблему не скрывают, но и решать не спешат. Как сообщил «Известиям» глава департамента соцзащиты Владимир Петросян, как минимум 15% пандусов в городе укладывается с браком. При этом на социальную интеграцию инвалидов с 2011 по 2013 г. выделено более 12 млрд рублей.
Возвращаясь после шествия от мэрии обратно к Маяковской, корреспондент «Известий» наблюдал, как сотрудники бутиков и кафе сдирают с витрин наклейки-вердикты «Доступа нет» ("Известия")
«Прежде всего, нам не хватает человеческой теплоты, - говорит он. - Как только появятся теплота и понимание, что любой человек может стать инвалидом - все изменится. Для нас ведь делается очень много. Специальные автобусы с пандусами, лифты. Но ведь ими не пользуются. А почему не пользуются? Потому что инвалиды сидят дома и не выходят на улицы. Они боятся людей. А люди не понимают, как себя вести с инвалидами. Иногда шокируются, пальцем показывают. Ну, нет культуры».
Как ни парадоксально, самое недоступное место – это аптека. Туда вообще невозможно заехать. Есть места, в которые можно как-то вскарабкаться, но только не в аптеку. В метро по-прежнему невозможно попасть. Я всего два стикера наклеил – на продуктовый магазин и пиццерию. Оба были с пометкой «Доступа нет».
«Ощущения противоречивые. На коляске начинаешь замечать вещи, которые не замечаешь, когда ходишь пешком. Малейшая трещина в асфальте может стать непреодолимым препятствием. Бордюр поднят на пешеходном переходе на три – пять сантиметров, и уже оказывается, что это непреодолимое препятствие для человека в коляске. У нас нет ни одного города, адаптированного для инвалидов. Самостоятельная жизнь инвалида в России невозможна, хотя в Германии и Америки все иначе. У нас совершенно не развита безбарьерная среда», - считает Блогер Илья Варламов (АИФ).
Фото: АИФ
Дата публикации: 16 сентября 2012
#доступность среды #москва #ассоциация СП #либерти #гаспарян1322 116