Эксперт о Парижской научно-практической конференции по социальному бизнесу
9–10 ноября 2016 года в Париже в кампусе университета HEC прошла 4-я Академическая конференция по социальному бизнесу. Вдохновителем и ключевым спикером мероприятия стал лауреат Нобелевской премии мира профессор Мухаммад Юнус. Одна из участниц конференции, руководитель образовательных программ Фонда «Наше будущее» Екатерина Бесшапошникова, поделилась с порталом «Новый бизнес: социальное предпринимательство» своими впечатлениями.
Данная конференция стала традиционной площадкой, на которой представители академического и экспертного сообщества могут обсудить актуальные проблемы социального бизнеса. В этом году участников было несколько меньше, чем на предыдущих встречах — порядка 80 человек. Возможно, причина в том, что ранее конференция была частью Всемирного бизнес-форума.
Легенда мирового социального предпринимательства, профессор Мухаммад Юнус открыл конференцию, а также выступил с заключительной речью. Если в первых своих работах он ставил перед социальным бизнесом одну задачу — полную победу над нищетой во всемирном масштабе, то сейчас, по мнению профессора Юнуса, цели социальных предпринимателей можно обозначить как «три нуля»: сведение к минимуму нищеты, выбросов углекислого газа и безработицы. Включение в повестку дня вопросов экологии близко и Фонду «Наше будущее» (именно поэтому мы поддержали в рамках конкурса «Социальный предприниматель» ряд экологических проектов), хотя мы считаем, что экологические проблемы не стоит упрощать и сводить только к выбросам углекислого газа.
На конференции были представлены разнообразные научные исследования в области социального бизнеса. Мне была предоставлена возможность рассказать коллегам о статье, которую мы написали совместно с директором Фонда «Наше будущее» Наталией Зверевой. Наше исследование было основано на сравнительном анализе инструментов, применяемых фондами для развития социального предпринимательства в России и в мире.
Презентация статьи вызвала у участников конференции живейший интерес, поскольку в основу данного труда легли результаты практической работы по формированию сектора социального предпринимательства в такой огромной стране, как Россия. По мнению зарубежных коллег, российский опыт, c которым они ознакомились, может быть применен и в других странах. Россию также представляла член Координационного совета Торгово-промышленной палаты Российской Федерации и один из ведущих российских экспертов в сфере социального предпринимательства Ольга Рябова.
На конференции можно было ознакомиться с результатами научных изысканий в области социального предпринимательства, которые ведутся в ключевых университетах по всему миру. Тематика представленных работ была достаточно актуальной: это и деятельность краудфандинговых платформ (на примере Kiva), и социальные инвестиции (на опыте Grameen Social Business Learning and Innovation Fund), и новые форматы обучения социальному бизнесу (на примере канадского курса и конкурса проектов в сфере социального бизнеса для студентов), и подготовка нового поколения лидеров для социального бизнеса. «Кадровый» вопрос, по мнению участников конференции, очень важен. Именно поэтому одной из фундаментальных теоретических работ, представленных в этом году, стала концепция перехода от «трансакционного» лидерства к «трансформирующему», разработанная американскими исследователями из колледжа Beycker — доктором Палатто-Фонтэйн и доктором Джорданом. «Трансформирующие» лидеры — это люди, способные менять общественные отношения и формации, отличающиеся высокой степенью эмпатии и альтруизма.
Кстати, профессор Джордан сам является социальным предпринимателем: его организация занимается реабилитацией и трудоустройством в качестве медсестер и медбратьев людей с алкогольной и наркотической зависимостью. Предприятие работает не только в США, но и в других странах.
Итак, «трансформирующие» лидеры должны строить новую экономику, отличающуюся большей социальной справедливостью. Но как должна выглядеть эта экономика?
Исследователь Александр Лемилл (Alexandre Lemille) попробовал в рамках своего доклада на конференции описать модель подобной экономики, в основу которой, по его мнению, должны быть заложены три принципа: инклюзивность, создание ценностей и благополучие людей.
Чтобы не вовлекать в производство новые природные ресурсы, люди, по мнению Александра Лемилла, должны привыкнуть: не выбрасывать, а сдавать в переработку вещи; не владеть индивидуально, а покупать и пользоваться коллективно; не покупать, а арендовать.
Представители «Юнус-центров социального бизнеса» из Австралии, Малайзии, Таиланда, Тайваня, США, Великобритании, Испании, Японии и Азербайджана рассказали о своей деятельности по поддержке социального бизнеса. В основном деятельность «Юнус-центров», работающих на базе национальных университетов, связана с инкубацией, консультированием и обучением социальных предпринимателей, а также с проведением научных исследований.
Одно из пленарных заседаний конференции было посвящено взаимодействию социальных предпринимателей с крупным бизнесом. Важность темы подчеркивалась участием в мероприятии Мухаммада Юнуса. Представители крупного французского бизнеса поделились с участниками конференции, а также с французскими студентами своим опытом внедрения практик социального бизнеса в деятельность своих корпораций. В рамках своей корпоративной социальной ответственности они постепенно начинают инвестировать в социальные предприятия, привлекать их в качестве контрагентов, а также организуют работу своих небольших подразделений на принципах социального бизнеса. Подобная практика может быть полезной и у нас, в России, как одна из возможностей партнерства крупного и среднего российского бизнеса и социальных предпринимателей.
Автор: Екатерина Бесшапошникова
Дата публикации: 23 ноября 2016
#репортажи1020 12