Пример для подражания
Андреев Андрей Андреич — учитель математики. Живёт в наукограде Кольцово, а учит всех школьников страны одновременно. Он не ведёт журнал, не ставит двойки, не вызывает родителей и даже даёт списать домашку. Только делает это по специальной схеме, после чего школьники пишут контрольные на отлично. Корреспондент Сиб.фм побывал в гостях у первого в Сибири онлайн-учителя и понял, как смартфон меняет образование.
«Спасибо, понятно и праельно»
Два года назад, купив на последние деньги учебники и камеру, Андрей Андреич сделал на своём балконе студию. Помещались туда только штатив и кресло с преподавателем, и поэтому сам преподаватель в кадр не попадал. Сейчас класс Андрея Андреича находится в просторной квартире. Посреди большой светлой комнаты стоит доска и компактная камера. Стопка учебников лежит на паркете, ручки, маркеры и тетради — на подоконниках. В новой квартире ещё почти нет мебели, и даже не висит люстра, зато сидушки на стульях уже обшиты геометрическими фигурами.
— Что вы чувствуете, когда слышите слова — интеграл, квадратное уравнение, производная? Я чувствую страсть, — рассказывает Андрей, и его зрачки расширяются. — С математикой у меня было хорошо с детства. Помню, как однажды мы стояли с мамой на остановке и ждали большой оранжевый автобус. Она меня спросила: «Андрюша, сколько будет 7 плюс 4?». И я ответил. Мне нужно было это знать, потому что я готовился к школе. А в школе я учился по экспериментальной программе со взаимным обучением. То есть если у меня было хорошо с математикой — я объяснял её тем, кто не понимал, а те, кто хорошо знал русский, — учили меня.
Как только я закончил школу, знакомые попросили позаниматься математикой с девочкой. Потом сказали: «Хорошо объясняешь — репетируй». Учась на мехмате, я брал оплату за занятие как за 5 поездок на автобусе — меньше 100 рублей на это время. Но с каждого последующего ребёнка чуть больше. После универа пошёл работать в школу. Получал меньше, чем в студенческие времена. К репетиторству я серьёзно не относился. С дипломом же — специалист! Пробовал себя во всяких проектах — бросал. После очередного бизнес-проекта я не знал, что делать дальше — близится 30 лет, а я ещё ничего не сделал серьёзного в жизни. И вот однажды зашёл на YouTube и увидел, что мужик не про котиков рассказывает, а про математику. И тоже решил попробовать.
Андрея Андреича можно считать последователем Салман Хана. В 2004 году аналитика инвестиционного фонда, живущего в США, попросили позаниматься математикой с двоюродной сестрой. Так как жили они в разных штатах, Салман записывал для неё уроки на видео и выкладывал на YouTube. Выяснилось, что, помимо сестры, его уроки смотрели ещё несколько десятков учеников и их количество росло в геометрической прогрессии. Билл Гейтс узнал, что его дети тоже учатся по урокам Салмана, и дал ему грант на создание онлайн-школы. Андрею Андреичу в этом плане сложнее — зарабатывает за счёт рекламы перед просмотром ролика. План, что родители вместо того, чтобы нанимать репетитора, будут материально благодарить за видео, не сработал. Обычно сборов хватает на то, чтобы оплатить счёт за Интернет.
— Сами школьники тоже переводят! Да, 5-7 рублей! И когда они переводят 15 рублей, то считают себя важными, типа, ты теперь мне должен — давай снимай дальше. Многие родители предлагают сделать ролики платными. Но ответ такой — хорошо вам, вы можете за своих детей заплатить. Но есть много других, которые не заплатят. Я весь год об этом думаю, но всё ещё держусь.
Каждый 4-й школьник 5-6 класса в России смотрит уроки Андрея Андреича. Иногда на сайт заходят учителя и родители. Одни садятся за компьютер вместе с детьми, другие смотрят сами и пересказывают алгоритм решения.
— Одна мама мне написала: «Теперь я знаю, как объяснить математику. Дочь меня зауважала». Была история, когда девочка написала: «Подошёл ко мне одноклассник и сказал — ты же дура дурой, двоечница, как ты получила пять, если у меня четыре?!». А она без обид ответила: «Меня Андрей Андреич в Интернете учит». Так весь класс подсел. В каждом ролике я говорю — советуйте мои уроки друзьям. В прошлом году комментарии были такие: «Ни за что! Никогда! Никому! Не расскажу!». Потому что или одноклассники узнают и учительнице настучат, либо у всех будут хорошие оценки. Сейчас информация всё равно разошлась и уже так не говорят.
Чтобы школьники параллельно с видеоуроком не открывали вкладки с играми и соцсетями, Андрей Андреич использует хитрый приём — он никогда не пишет пример целиком. Это не даёт зрителю «промотать» видео до финала, чтобы просто переписать ответ в тетрадь. Приходится смотреть, как решение постепенно разворачивается, слушать, как Андреев повторяет правила — и своими словами, и словами автора учебника.
— Часть приходит списать и вдруг начинает лучше учиться, а часть честно говорит — «спасибо, ты нас научил». Все проекты, которые были до меня, тот же Салман Хан, объясняют тему урока. Для этого у детей слишком мало мотивации. Нужен быстрый результат. Например, такой — сегодня я посмотрю твой ролик, а завтра у меня будет пять. Скрепя сердце, они готовы на это согласиться.
«А физику сделайте, плиззз»
Утро Андрея Андреевича начинается с зарядки. Потом он завтракает и встаёт к доске. У него есть гардеробная комната, но нет дресс-кода.
Трикотажный домашний костюм сгодится и для зарядки, и для работы — на видео всё равно видно по пояс.
— Кем ты всё-таки себя считаешь в системе образования? Учителем? — спрашиваю, когда он переписывает задание на доску.
— Человеком на стыке образования и Интернета. Слышали, как говорят про Олега Тинькова? Самый интернетчик среди всех банкиров и самый банкир среди всех интернетчиков. Видимо, я один из самых лучших учителей среди интернетчиков и лучший интернетчик среди учителей. Не самый лучший учитель, не самый лучший интернетчик.
— Андрей, каким будет образование через 15 лет?
— Мне кажется, что появится такое количество видеоуроков, что они будут заменять систему образования. Будет ли при этом ребёнок ходить в школу? Зависит только от родителей. Если ребёнок заболел и остался дома, то он посмотрит видеоурок и поймёт тему. Это как домашнее обучение, в котором школьник вправе посещать все уроки, но что-то и пропускать.
— Проживая где-нибудь в опасном районе есть вариант учиться дома и получать качественное образование, не сталкиваясь с гопниками?
— Если говорить про полную замену школы дистанционным обучением, то тут возникает много других вопросов типа социализации. Я общался с родителями учеников на эту тему. Они говорят: «Меня лицом в унитаз макали, и я жизнь понял. А если ребёнок будет сидеть перед телевизором, то он не поймёт жизнь». Они боятся, что дети не станут самостоятельными, но тут же признают, что в стандартном обучении много других недостатков.
— Есть ли дистанционная система в других странах?
— Тот же Салман Хан тестирует в Америке такую схему — школьник дома смотрит видеоуроки, а в школу приходит делать задания с учителем. Или, например, у школьника есть карточка в Интернет для занятий, но у него всё равно есть учитель, который следит за его успеваемостью. Есть такое слово — тьютор. Что-то типа наставника, который во всём разбирается, но глубоко не объясняет. Возможно, и у нас когда-нибудь появится возможность учиться дома и приходить в школу к тьютору. А если что-то непонятно, то ребёнок сможет ему сказать: «Слушай, дай мне живого физика, не могу разобраться по этим интернет-урокам».
— То есть в любом случае должен быть выбор?
— Конечно. Мы же выбираем мужа или жену? Представьте, что приходите в загс по прописке и вам предлагают единственного мужа или жену. А если переедете в другой район, то там по прописке назначат другого. С образованием происходит то же самое — вот вам учитель по прописке. Допустим, он плохой. Вы переезжаете, и в другой школе другой набор учителей. Даже в видеоуроках должен быть выбор лекторов. Скажем, дедушка, который медленно, но внятно объясняет, молодая девушка из Курска, студент из Питера, взрослая женщина из Москвы. Одну и ту же тему можно посмотреть несколько раз — каждый по-разному объясняет. Ребёнок выбирает на основе своей логики — женщины физику не умеют объяснять, этот шепелявый, этот слишком быстрый... Наверняка есть много прекрасных учителей, которые могут встать перед камерой. Но у них даже мысли такой не возникает. Больше миллиона учителей в России и только 50 из них делают ролики — это вообще не много. Надо, чтобы перед камерой стояли тысячи учителей.
— Почему ты тогда работаешь один?
— Так я ни от кого не зависим. Если я приглашаю ещё одного человека, то нужно выстраивать модель наших отношений. У меня был опыт с девушкой из МГУ. Она записывала ролики по русскому, а я платил ей деньги. Сделала около ста, потом отказалась. Было легко — потом началась сессия. Дети иногда сами пишут: «А можно мы будем снимать ролики по другим предметам?». Они реально берут камеру, записывают, копируя мой подход, и присылают — «смотри, он готовый, выкладывай меня». Но у всех одна проблема — это долго и сложно. Снять один ролик школьник готов, но когда нужно снять много роликов... Просто нужно только этим и заниматься. Возможно, в будущем у меня будут партнёры или люди, которые станут работать на меня.
«Учим математику вмести с вами»
Записав ролик, Андрей Андреич идёт на обед — на свою кухню. Из пароварки накладывает гороховую кашу, в кружку наливает чай.
— Андрей, ты всегда мечтал стать учителем?
— Да, с детства. Но я не пошёл в педагогический, потому что со стороны семьи и знакомых было давление. Говорили: «Ты чего? Хм, учителем?». Но всё равно кривая вывела так, что я учу математике. В школе не было такого учителя, который бы рассказывал так, как я это себе представлял. И когда ты видишь, что чего-то нет, то пытаешься это изменить. Если бы в России были классные видеоуроки, я бы этим не занимался.
— Родственники не думают, что твоя работа — несерьёзная?
— Родственники, с которыми мы встречаемся, будь то на Новый год или именины двоюродной сестры, обязательно заводят обо мне разговор, при том, что это даже не мой праздник: «А вы знаете?! А вы смотрели? А вы-то сами смотрели?!» Я уже почти привык. Сначала было неуютно. Мама читает комментарии, которые мне пишут дети, и очень рада тому, что происходит. Моя мама мной очень гордится.
— В чём твой успех?
— У нас в стране средний возраст учителя старше 50 лет. Им тяжело разговаривать с детьми на одном языке. Они плохо понимают, что такое Интернет и не умеют им пользоваться, а технологии уходят вперёд. Ты знаешь, кто такой крипер? Не знаешь. Представь, что летят два самолёта — свой и чужой. Вроде бы одинаковые — не атакуют друг друга. Если ребёнок понимает, что учитель «чужой», то информацию, которую он получает, воспринимает не от союзника, а от врага. Учитель же ставит двойки и не знает, кто такой крипер, — всё, значит, чужой и слушать его не надо.
— Так кто такой «крипер»?
— Это герой из «Майнкрафт» (популярная среди школьников компьютерная игра, — прим. Сиб.фм). Мне в 29 лет приходится прилагать усилия, чтобы быть на одной волне с учениками. Специально тратить время, чтобы разбираться в том, чем они живут, что смотрят. Детям не интересна Алла Пугачёва — они её и не знают. Их кумиры — молодые видеоблогеры Ололошка, Юзя, Катя Клэп, Саша Спилберг. Я даже снимал видео, как играю в «Майнкрафт», чтобы они видели, что я это делаю. Сейчас от этого отказался — лучше что-нибудь про математику в это время запишу.
— Как тебя воспринимают ученики?
— Как старшего брата. Некоторые даже обращаются на «ты». Когда я только начал выкладывать уроки, где меня не было в кадре, одна девочка написала: «Покажи лицо». И я записал видеообращение. Они пытаются добавить меня в друзья, но я оставляю в подписчиках. И родители пишут, что я не какой-то чужой мужик. А если есть человеческое общение, то и воспринимать информацию проще. Понимаю, что на мне большая ответственность, и приходится много работать над собой. Недавно мне один папа сказал: «Андрей, пиши, пожалуйста, аккуратнее. Потому что мой ребёнок подражает тебе и специально начал сам писать неаккуратно». Я стал чётче проговаривать слова, рисовать. Хочу записаться на танцы и вокал.
— Можешь сказать, как образование изменилось с использованием гаджетов?
— Не могу сделать красивый вывод. К примеру, мне не нужно помнить, в каком году Пётр I родился — можно посмотреть в смартфоне. Он есть у двух школьников из трех. И они уже не запоминают информацию, а ищут её в Интернете. Если раньше время шло на то, чтобы запомнить даты, то сейчас можно больше анализировать и сопоставлять несколько фактов в один. Кстати, почти 60% смотрят мои ролики с планшетов и телефонов! Раньше статистика была меньше — видимо, они были подарены детям за хорошие оценки.
«Добавь в друзья или буду плакать»
Андрей Андреевич живёт один. Он признаётся, что для него абсолютно нормально закрыться на три дня в квартире с холодильником еды, но это не значит, что он — социопат.
— Количество друзей выросло за последние полгода в несколько раз. Они строят заводы, проводят фестивали, дают мастер-классы. Мы вместе катаемся на лыжах. В этом году благодаря им я встал на сноуборд.
А одиночество — это хорошо. Возможность подумать и успокоиться перед встречей с важными для тебя людьми.
Целыми днями он снимает, монтирует, читает комментарии. Снимает, монтирует, читает комментарии. Дети боятся, что Андрей Андреичу надоест и он прекратит записывать ролики. В прошлом году так уже случалось — он выложил видео, где сказал, что проект закрывается. При том что посещаемость была скромная, школьники писали везде и по несколько раз. Истерики было много.
* * *
прости что с маленькой буквы щас Андрей Андреевичь пожалуйста не закрывай прошу не закрывай у меня когда я залес к вам на сайт то я по Д/З 5
СТАЛ получать большое спосибо но не закрывай ок Андрей Андреевич пожалуйста не закрывайте !!! ((((( андрей андреявичь пожалуйста не закрывай
свой сайт пожалуйста ты очень хороший не закрывай ок
* * *
На следующий день пришлось писать опровержение.
— Раньше я ни в одной компании больше двух месяцев не работал. Не мог и всё. Не чувствовал, что я могу там что-то делать в полную силу. Всегда хотелось чего-то большего, изменить мир, а они там с отчётами. Каждый мужик в жизни должен что-то большое и полезное сделать. И оно состоялось, — говорит Андрей Андреич, просматривая статистику посещений. Ни много ни мало — 113 тысяч детей в день.
Источник: Сиб.фм
Автор: Диана Злобина
Дата публикации: 12 марта 2015
#Андрей Андреев #проекты в образовании #школа #Кольцово #инновации в образовании1556 135